МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ: ИССЛЕДОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШКАЛЫ (D)FIT-CHOICE

Опубликован 30.06.2025
ПЕДАГОГИКА Том 80 № 2 (2025)
Том 80 №2 (2025)
Авторы:
  • МАХАТОВА Г.А.
  • РАМАЗАНОВА Д.Ж.
PDF

В данной статье исследуется мотивация выбора профессии среди будущих педагогов с использованием шкалы (D)FIT-Choice. В условиях глобальной цифровизации и трансформации образовательной среды понимание факторов, влияющих на выбор педагогической профессии, становится особенно актуальным. Цель исследования заключалась в адаптации международного инструмента (D)FIT-choice к казахстанскому контексту и оценке его надежности. В исследовании приняли участие 417 студентов и магистрантов факультета педагогики и менеджмента в образовании. Методика включала перевод и культурную адаптацию шкалы, а также проверку её надежности. Результаты подтвердили высокую надежность шкалы и её соответствие исходной структуре. Анализ данных показал, что среди перцептивных факторов высокие оценки получили «профессиональная экспертность» и «высокая нагрузка», а среди мотивационных факторов — «внутренняя ценность предмета», «внутренняя ценность преподавания» и «формирование будущего детей и подростков». Это свидетельствует о том, что будущие педагоги, с одной стороны, осознают сложность и профессиональные требования профессии, с другой — обладают сильной внутренней и альтруистической мотивацией, ориентированной на ценность преподавательской деятельности и влияние на будущее учащихся. В то же время показатели по шкалам «запасной вариант профессии», «социальное сдерживание», «время для семьи», «предшествующий опыт использования цифровых технологий» и «социальный статус» оказались ниже средних, что указывает на то, что студенты не рассматривают педагогическую деятельность как резервную карьеру, испытывают минимальное социальное давление при выборе профессии, обладают ограниченным цифровым педагогическим опытом и сохраняется представление о низком социальном престиже педагогической профессии. Адаптированная шкала продемонстрировала хорошую пригодность для использования в казахстанской образовательной среде, что позволяет рекомендовать её для дальнейших исследований мотивации выбора педагогической профессии. Полученные данные могут быть полезны для разработки образовательных программ, а также для повышения престижа профессии педагога в условиях цифровой трансформации. 

МАХАТОВА Г.А.

Магистрант кафедры общей педагогики и менеджмента в образовании, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г. Актобе, Казахстан

E-mail: banu.97@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-5548-9902

РАМАЗАНОВА Д.Ж.

Доктор философии (PhD), доцент кафедры общей педагогики и менеджмента в образовании, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г. Актобе, Казахстан

E-mail: rdj_82@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8517-7072

  1. Babakova L. The motivation for choosing the teaching profession – career orientation and school organizational culture // Education and Technologies Journal. — 2021. — Vol. 12, Iss.1. — P. 16–26. DOI: https://doi.org/10.26883/2010.211.3071.
  2. Тастанбекова К. Престиж, статус и уважение педагогической профессии в Казахстане: временной, региональный и гендерный анализ данных по заработной плате // Journal of Eastern European and Central Asian Research (JEECAR). — 2020. — Т. 7, № 2. — С. 175–190. DOI: https://doi.org/10.15549/jeecar.v7i2.345.
  3. Martínez-Moreno J., Petko D. What motivates future teachers? The influence of Artificial Intelligence on student teachers' career choice / J.Martínez-Moreno, D.Petko // Computers and Education: Artificial Intelligence. — 2024. — Vol. 7. — P. 100296. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2024.100296.
  4. Koklu O. A comparative study on motivational factors in choosing teaching profession // International Journal of Comparative Education and Development. — 2022. — Vol. 25, Iss.1. DOI: https://doi.org/10.1108/ijced-07-2022-0050.
  5. Рамазанова Д.Ж., Махатова Г.А., Займоглы О. Факторы профессионального самоопределения будущих педагогов. (2024). Научный журнал «Вестник Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова», 77(3), 63-69. https://doi.org/10.70239/arsu.2024.t77.n3.08
  6. Watt H.M.G., Richardson P.W. Motivational factors influencing teaching as a career choice: Development and validation of the FIT-Choice scale / H.M.G. Watt, P.W. Richardson // The Journal of Experimental Education. — 2007. — Vol. 75, № 3. — P. 167–202.
  7. Martínez-Moreno J. Motives for becoming a teacher in times of digital change: Development and validation of the (D)FIT-Choice scale / J.Martínez-Moreno, D.Petko // Education and Information Technologies. — 2024. — Vol. 29. — P. 13221–13245. DOI: 10.1007/s10639-023-12338-8DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-023-12338-8.
  8. Alvariñas-Villaverde M. Initial Motivations for Choosing Teaching as a Career / M. Alvariñas-Villaverde, J. Domínguez-Alonso, L. Pumares-Lavandeira, I. Portela-Pino // Frontiers in Psychology. — 2022. — Vol. 13. — P. 13221–13245. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.842557.
  9. Watt H.M.G. Motivations for choosing teaching as a career: An international comparison using the FIT-Choice scale / H.M.G. Watt, P.W. Richardson, U. Klusmann, M. Kunter, B. Beyer, U. Trautwein, J. Baumert // Teaching and Teacher Education. — 2012. — Vol. 28. — P. 791–805. https://doi.org/10.1016/J.TATE.2012.03.003.
  10. Saito A. «I chose to receive teacher training because …» Motivations for teaching and career aspirations among teacher education students in Japan // International Journal of Educational Research Open. — 2024. — Vol. 6. — 100330.
профессиональное самоопределение, выбор профессии, шкала (D)FIT-Choice, FIT-Choice, профессиональная мотивация, педагогическое образование, мотивация

Как цитировать

МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ: ИССЛЕДОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШКАЛЫ (D)FIT-CHOICE. (2025). Научный журнал "Вестник Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова", 80(2), 170-179. https://doi.org/10.70239/