ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РОБОТОТЕХНИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Опубликован 30.06.2025
ФИЗИКА-МАТЕМАТИКА Том 80 № 2 (2025)
Том 80 №2 (2025)
Авторы:
  • УБАЕВА Ж.К.
  • ТОГАМЫСОВ А.О.
PDF (Казахский)

В данной статье рассматриваются вопросы использования технологий виртуальной реальности (VR) в образовательных платформах для преподавания робототехники в средней школе. Основное внимание уделено преимуществам и вызовам внедрения VR в учебный процесс, его влиянию на мотивацию и академическую успеваемость учащихся. Проведён анализ педагогических и психологических аспектов применения VR в обучении, а также описаны технические условия реализации. В работе представлена структура разработанного VR-приложения, его функциональные особенности, а также программные инструменты (Unity, Blender, Arduino IDE), использованные для создания учебной среды. Методика создания интерактивных заданий и алгоритм их внедрения в учебный процесс рассмотрены подробно. В статье приводятся экспериментальные данные, свидетельствующие об улучшении когнитивных и практических навыков учащихся, обучающихся с использованием VR. Особое внимание уделено вопросам адаптации VR-технологий к национальной системе образования Казахстана. Также проведён сравнительный анализ с международным опытом, на основе которого даны практические рекомендации по интеграции VR в школьное образование. Представленные данные подтверждают высокий потенциал VR как инновационного и эффективного инструмента в техническом обучении XXI века.

УБАЕВА Ж.К.

PhD, старший преподаватель, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан.

Е-mail: zhanar_ubaeva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9835-5034

ТОГАМЫСОВ А.О.

магистрант, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан.

Е-mail: togamysovabyl@gmail.com, https://orcid.org/0009-0005-0243-5731

  1. Burdea G., & Coiffet P. (2003). Virtual Reality Technology. Wiley-Interscience.
  2. Cheng K. H., & Tsai C. C. (2019). «A case study of immersive virtual field trips in primary school: Students' learning experience and teacher-student interaction behaviors.» Computers & Education, 140, 103600.
  3. Jordan S. (2020). «The Role of Virtual Reality in Modern Education: A Systematic Review.» Journal of Educational Technology, 45(2), 89-104.
  4. Thomas A., & Foster J. (2018). «Teaching Robotics with Simulations and Practical Approaches: A Systematic Overview» International Journal of STEM Education, 5(1), 15.
  5. Kaluza M. (2021). «Exploring VR-based Learning Tools for Robotics Education» Journal of Educational Computing Research, 59(4), 799-822.
  6. Айтқұлов Б. Т. (2020). «STEM-білім беру жүйесінде робототехниканы оқыту ерекшеліктері» Қазақ инновациялық университетінің хабаршысы, 4(36), 92-101.
  7. Merchant Z., Goetz E. T., Cifuentes L., Keeney-Kennicutt W., & Davis T. J. (2014). «Effectiveness of virtual reality-based instruction on students' learning outcomes in K-12 and higher education: A meta-analysis» Computers & Education, 70, 29-40.
  8. Lee E. A. L., & Wong K. W. (2014). «Learning with VR simulation: Exploring the impact of dimensionality on learning outcomes» Interactive Learning Environments, 22(1), 63-77.
  9. Mikhailova I. (2019). «Robotics Education: Challenges and Opportunities in Using VR Tools» European Journal of Engineering Education, 44(3), 326-341.
  10. Ермеков Ж. Қ., & Нұрбек А. Қ. (2022). «Цифрлық трансформация және Қазақстандағы білім беру жүйесінің жаңартылуы» Қазақстан білім академиясының журналы, 1(47), 45-58.
робототехника, виртуальная реальность, образовательные технологии, STEM, интерактивное обучение, инженерные навыки, методика обучения

Как цитировать

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РОБОТОТЕХНИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. (2025). Научный журнал "Вестник Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова", 80(2), 49-55. https://doi.org/10.70239/