В данной статье рассматриваются вопросы использования технологий виртуальной реальности (VR) в образовательных платформах для преподавания робототехники в средней школе. Основное внимание уделено преимуществам и вызовам внедрения VR в учебный процесс, его влиянию на мотивацию и академическую успеваемость учащихся. Проведён анализ педагогических и психологических аспектов применения VR в обучении, а также описаны технические условия реализации. В работе представлена структура разработанного VR-приложения, его функциональные особенности, а также программные инструменты (Unity, Blender, Arduino IDE), использованные для создания учебной среды. Методика создания интерактивных заданий и алгоритм их внедрения в учебный процесс рассмотрены подробно. В статье приводятся экспериментальные данные, свидетельствующие об улучшении когнитивных и практических навыков учащихся, обучающихся с использованием VR. Особое внимание уделено вопросам адаптации VR-технологий к национальной системе образования Казахстана. Также проведён сравнительный анализ с международным опытом, на основе которого даны практические рекомендации по интеграции VR в школьное образование. Представленные данные подтверждают высокий потенциал VR как инновационного и эффективного инструмента в техническом обучении XXI века.
УБАЕВА Ж.К.
PhD, старший преподаватель, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан.
Е-mail: zhanar_ubaeva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9835-5034
ТОГАМЫСОВ А.О.
магистрант, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан.
Е-mail: togamysovabyl@gmail.com, https://orcid.org/0009-0005-0243-5731
- Burdea G., & Coiffet P. (2003). Virtual Reality Technology. Wiley-Interscience.
- Cheng K. H., & Tsai C. C. (2019). «A case study of immersive virtual field trips in primary school: Students' learning experience and teacher-student interaction behaviors.» Computers & Education, 140, 103600.
- Jordan S. (2020). «The Role of Virtual Reality in Modern Education: A Systematic Review.» Journal of Educational Technology, 45(2), 89-104.
- Thomas A., & Foster J. (2018). «Teaching Robotics with Simulations and Practical Approaches: A Systematic Overview» International Journal of STEM Education, 5(1), 15.
- Kaluza M. (2021). «Exploring VR-based Learning Tools for Robotics Education» Journal of Educational Computing Research, 59(4), 799-822.
- Айтқұлов Б. Т. (2020). «STEM-білім беру жүйесінде робототехниканы оқыту ерекшеліктері» Қазақ инновациялық университетінің хабаршысы, 4(36), 92-101.
- Merchant Z., Goetz E. T., Cifuentes L., Keeney-Kennicutt W., & Davis T. J. (2014). «Effectiveness of virtual reality-based instruction on students' learning outcomes in K-12 and higher education: A meta-analysis» Computers & Education, 70, 29-40.
- Lee E. A. L., & Wong K. W. (2014). «Learning with VR simulation: Exploring the impact of dimensionality on learning outcomes» Interactive Learning Environments, 22(1), 63-77.
- Mikhailova I. (2019). «Robotics Education: Challenges and Opportunities in Using VR Tools» European Journal of Engineering Education, 44(3), 326-341.
- Ермеков Ж. Қ., & Нұрбек А. Қ. (2022). «Цифрлық трансформация және Қазақстандағы білім беру жүйесінің жаңартылуы» Қазақстан білім академиясының журналы, 1(47), 45-58.