РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В РАЗВИТИИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ХИМИИ

Опубликован 30.06.2025
ПЕДАГОГИКА Том 80 № 2 (2025)
Том 80 №2 (2025)
Авторы:
  • БЕРДИ Д.К.
  • УЗАКБАЙ Ж.Е.
  • НУРДИЛЛАЕВА Р.Н.
PDF (Казахский)

В данной статье проанализированы пути использования дидактических заданий в повышении практических навыков обучающихся. В системе обучения важно использовать дидактические задания в обучении по химии. Приведены виды дидактических заданий, развивающих умственную активность учащихся, интерес и увлечение предметом, практические навыки. В каждом задании указаны критерии оценки повышения практических навыков. Изложены концепции и рекомендации, применяемые для повышения индивидуальных, парных и групповых навыков учащихся. Целью исследования, как указано в статье, является создание эффективного способа обучения обучающихся через дидактические задания, на основе которых повышаются практические навыки. В рамках него учащимся 8 – х классов были даны подготовленные дидактические задания. Результаты показали, что использование дидактических заданий на уроках химии оказало положительное влияние науспеваемость обучающихся, определенных в качестве экспериментальной группы. Применение дидактических заданий также повысило интерес учащихся к пониманию теоретических и практических аспектов на основе заданной темы. С использованием дидактических заданий были созданы условия для установления прочной связи между учителем и обучающимся, совершенствования его интереса к химии, активности и мотивации на занятиях, а также формирования грамотного образования по химии. Практические навыки учащихся с использванием дидактических заданий в исследовательской работе доказаны на практике.

БЕРДИ Д.К.

PhD, и.о. доцента, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г.Туркестан, Казахстан

Е-mail: dinara.berdi@ayu.edu.kzhttps://orcid.org/0000-0002-0553-4015

УЗАКБАЙ Ж.Е.

магистрант 2-ого курса, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г. Туркестан, Казахстан

НУРДИЛЛАЕВА Р.Н.

к.х.н., профессор, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г. Туркестан, Казахстан,

Е-mail: raushan.nurdilla@ayu.edu.kz, https://orcid.org/0000-0001-9444-737X

  1. Fatimah I. Didactical design based on sharing and jumping tasks for senior high school chemistry learning / I. Fatimah S. Hendayana A. Supriatna // Journal of Physics: Conference Series. – IOP Publishing. – 2018. – T. 1013, №. 1. – C. 012094.
  2. Будник А. Ф. Экзамен по патологической анатомии в условиях компетентностно ориентированного подхода в преподавании морфологических дисциплин [Мәтін] / А. Ф. Будник, Е. М. Пшукова, А. Б. Мусукаева // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования. – 2017 – С. 21-23.
  3. Шертаева Н.Т., Куракбаева А. Х., Айтубай П. А., Мусабеков А.Т. Применение элементов этнодидактики для формирования познавательных умений учащихся при обучении химии в современной школе // ОҚМПУ хабаршысы – Вестник ЮКГПУ. – 2022. – №. 3 (33). – С. 56-63.
  4. Ермаханов М.Н., Журхабаева Л.А., Адырбекова Г.М., Асылбекова Г.Т., Сабденова У.О., Куандыкова Э.Т. Химический эксперимент и его роль в методике обучения химии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1-3. С. 398-399;
  5. Liew S. S., Lim H. L., Saleh S., Ong S. L. / Development of scoring rubrics to assess physics practical skills // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2019. – T. 15, №. 4. – C. em 1691.
  6. Chebii R. Effects of science process skills mastery learning approach on students’ acquisition of selected chemistry practical skills in school / R. Chebii, S. Wachanga, J. Kiboss // Creative Education. – 2012. – T. 3, №. 08. – C. 1291.
  7. Арыстанова, Т. А. Инновационные технологии в оценке практических навыков по токсикологической химии / Т. А. Арыстанова, А. Б. Шукирбекова, А. Д. Серикбаева // Вестник Казахского Национального медицинского университета – 2010. – №. 4. – С. 69-76.
  8. Campbell C. D., Midson M. O., Bergstrom Mann P. E., Cahill S. T., Green N. J. B., Harris M. T. / Developing a skills-based practical chemistry programme: an integrated, spiral curriculum approach // Chemistry Teacher International. – 2022. – T. 4, №. 3. – С. 243-257.
  9. Мизёва В. И. Критерии оценивания сформированности метапредметных умений на уроках химии / В. И. Мизева // Наука: прошлое, настоящее, будущее. – 2015. – С. 161-164.
  10. Ogunleye B. O. Students background in science, mathematical ability and practical skills as determinants of performance in senior secondary school chemistry / B.O.Ogunleye // African Journal of Educational Management. – 2009. – T. 12, №. 2. – C. 215-226.
дидактические задания, оценивание, практический навык, химия, эксперимент

Как цитировать

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В РАЗВИТИИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ХИМИИ. (2025). Научный журнал "Вестник Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова", 80(2), 125-133. https://doi.org/10.70239/