В статье представлены результаты исследования динамики функционального состояния основных систем жизнеобеспечения и высшей нервной деятельности студентов при систематических занятиях физической культурой. В исследовании приняли участие студенты трех разных вузов (n=330). Проведен анализ методов самоконтроля физического состояния студентов в начале и в конце учебного года.
Результаты исследования демонстрируют, что в начале учебного года показатели сердечно-сосудистой, дыхательной систем, функциональных проб и показателей ВНД (внимания и памяти) находились в диапазонах удовлетворительных или низких значений. В целом исследуемые показатели свидетельствуют о неудовлетворительных критериях физического здоровья студентов.
За период учебного года под влиянием систематических занятий физической культурой показатели студентов статистически достоверно улучшились. Так, показатели сердечно-сосудистой системы снизились ЧСС на 19,4%, артериальное давление систолическое на 11,4%, диастолическое на 12,4%, показатель пробы Руфье увеличился на 82,6%. Динамика показателей сердечно-сосудистой системы в покое и при функциональной пробе может указывать на укрепление сердечной мышцы, повышении выносливости сердца, нормализацию механизмов регуляции работы сердца, возрастание мощности системы адаптации к факторам внешней среды в результате систематических занятий физической культурой. Для подтверждения данных выводов требуется применение объективных современных методов контроля сердечно-сосудистой системы.
Методы самоконтроля привлекают студентов, вызывают интерес к оценке динамики собственных показателей функционального состояния в процессе систематических занятий физической культурой, формируют здоровьсберегающие компетенции, формируют ценностное отношение к здоровью.
Результаты исследования доказывают повышение функциональных возможностей, внимания и памяти студентов систематически занимающихся физической культурой. В перспективе планируется провести сравнительный анализ между динамикой показателей функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем и параметрами высшей нервной деятельности студентов разных вузов.
МАКУНИНА О.А.
кандидат биологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россиийская Федерация
E-mail: oamakunina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3448-9428
- Илькевич Т. Г. Оценка проявлений информационного стресса у студентов и его профилактика средствами физической культуры и спорта / Т. Г. Илькевич, К. Б. Илькевич, А. С. Болдов, М. Р. Шакиров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 6(208). – С. 157-162.
- Щетинина С. Ю., Бурцева Т. В. Влияние физических нагрузок на динамику умственной работоспособности студентов / С. Ю. Щетинина, Т. В. Бурцева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №4-1. – С. 203-206.
- Савко Э. И. Студенческая молодежь и ее отношение к физической культуре, и здоровому образу жизни / Э. И. Савко, С. В. Хожемпо // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2018. – № 4(11). – С. 62-76.
- Иванова В. В. Отношение студентов вузов к физической культуре и спорту: современное состояние и проблемы мотивации обучающихся / В. В. Иванова // Наука, технологии, образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 27 января 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 149-151.
- Болдов А. С., Илькевич К. Б., Гусев А. В., Шакиров М. Р., Иванов Д. А. Отношение студентов творческих специальностей и направлений подготовки к физической культуре и спорту / А. С. Болдов, К. Б. Илькевич, А. В. Гусев, М. Р. Шакиров, Д. А. Иванов // Ученые записки университета Лесгафта. – 2021. – №10 (200). – С. 445-449.
- Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор [WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour: at a glance]. – Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2020. – 24 с.
- Сырова И. Н. Самоконтроль и оценка физического здоровья студенческой молодежи: учебно-методическое пособие // И. Н. Сырова, Л. И. Серазетдинова, Р. Ф. Волкова, С. Ф. Усманова. – Казань: Казанский университет, 2023. – 89 с.
- Бичев В. Г. Влияние физических нагрузок на эмоциональное состояние студента // International Journal of Humanities and Natural Sciences. – 2019. –vol.8-1. – С. 51-56.
- Василенко И. В. Развитие массового спорта на региональном уровне в представлениях и оценках современных студентов / И. В. Василенко, О. В. Ткаченко // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 12. – С. 88-89.
- Кисляков П. А. Отношение студентов вузов к ценностям физической культуры и спорта как показатель их социального развития / П. А. Кисляков, Т. Т. Т. Нгуен, М. С. Белов, О. А. Силаева, Е. А. Шмелева // Образование и наука. – 2024. ˗ 26(9). – С.98–128.