ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Опубликован 04.07.2024
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Том 64 № 2 (2021)
№2 (2021)
Авторы:
  • С.М. САРСИМБАЕВА
PDF

В статье обсуждаются механизмы и способы разработки информационных систем и их подсистем, с применением технологии дополненной реальности и игровых сценариев, основанных на их взаимодействии. Построено клиентское мобильное приложение информационной системы. В качестве технологии визуализации использованы средства дополненной реальности. Данные предметной области в информационно-логической модели информационной системы, отображены в виде информационных объектов и связей между ними. В работе предложен алгоритм функционирования мобильного приложения, демонстрирующий возможность его использования. Разработанная информационная система используется в образовательных целях.
В работе показана схема разработки программного обеспечения, которое используется в учебном процессе средней школы и предназначено как для учителей, так и школьников. Разработанное программное обеспечение можно использовать для изложения как теоретического, так и для практических занятий. Применение технологии дополненной реальности позволила представленные учебные материалы и макеты сопроводить трехмерной поясняющей информацией, повышающий уровень наглядности печатных учебных материалов, что стало возможным благодаря мобильному приложению. Образовательные интерактивные трехмерные модели по дисциплине информатика для школьников - программное приложение, разработанное на платформе Android.
В работе представлен новый способ разработки информационных систем, с применением технологии дополненной реальности. Представлены архитектура, модель и алгоритм построения таких информационных систем.

  1. Bonsor K. How Augmented Reality Works [Electronic resource]. — Access mode: URL:
  2. http: //computer.howstuffworks.com /augmented-reality1.htm/.
  3. Ivanko A.F. Computer games and online journalism / A.F. Ivanko // International Journal
  4. of Engineering Technology and Computer Research.  2017. – Vol. 5(3). – P. 11-15.
  5. Sarsimbaeva S. Research on the development and implementation of augmented reality
  6. technologies / S. Sarsimbayeva, V. Dimitrov // Proceedings of the Information Systems and Grid
  7. Technologies.  2020.  Vol. 2656.  P.142-147. http://ceur-ws.org/Vol-2656/
  8. Preece J. Interaction Design: Beyond Human-Computer Interaction Fourth ed. / J. Preece,
  9. Y. Rogers, H. Sharp.  New York: Wiley, 2015.  584 p.
  10. Mann S. Introduction to Mediated Reality / S. Mann, W. Barfield // International Journal
  11. of Human-Computer Interaction.  2003.  Vol. 15(2).  P. 205-208. doi:
  12. https://doi.org/10.1207/S15327590IJHC1502_1
  13. Engelbart D.C. Augmenting human intellect: a conceptual framework / D.C. Engelbart, R.
  14. Packer, K. Jordan, New York: WW Norton & Company // Multimedia. From Wagner to Virtual
  15. Reality.  2001.  P. 64-90.
  16. Milgram P.A Taxonomy of Mixed Reality Visual Displays / P. Milgram, F. Kishino //
  17. IEICE Transactions on Information and Systems.  1994.  Vol. E77-D(12).  P.1321-1329.
  18. Azuma R.T. A Survey of Augmented Reality. / R.T. Azuma // Presence: Teleoperators and
  19. Virtual Environments.  1997.  Vol. 6(4).  P. 355-385. doi:
  20. https://doi.org/10.1162/pres.1997.6.4.355
  21. Azuma R. Recent Advances in Augmented Reality. / R. Azuma, Y. Baillot, R. Behringer,
  22. S. Feiner, S. Julier, B. MacIntyre // IEEE Computer Graphics and Applications.  2001.  Vol. 21(6).
  23. P. 34-47. doi: https://doi.org/10.1109/38.963459
  24. Recommendation ITU-R M.2083-0. IMT Vision – Framework and overall objectives of
  25. the future development of IMT for 2020 and beyond. Geneva, September, 2015 [Electronic resource].
  26. — Access mode: URL: https://www.itu.int/dms_pubrec/itu-r/rec/m/R-REC-M.2083-0-201509-
  27. I!!PDF-E.pdf.
  28. Turban L. Extrafoveal Video Extension for an Immersive Viewing Experience. /
  29. L.Turban, F. Urban, P. Guillotel // IEEE: Transactions on Visualization and Computer Graphics. 
  30. ˗ Vol. 23(5).  P. 1520-1533. doi: https://doi.org/10.1109/TVCG.2016.2527649
  31. Caudell T.P. Augmented reality: An application of heads-up display technology to manual
  32. manufacturing processes /T.P. Caudell, D. W. Mizell // System Sciences, Proceedings of the TwentyFifth Hawaii International Conference on. IEEE.  1992. Vol. 2.  P. 659-669.
  33. Normand J.M. A new typology of augmented reality applications / J.Normand, M.
  34. Servieres, G.Moreau // Proceedings of the 3-rd Augmented Human International Conference. – ACM.
  35.  2012. ˗ P. 18.
  36. van Krevelen D.W.F. A survey of augmented reality technologies, applications and
  37. limitations / D.W.F van Krevelen, R. Poelman // International Journal of Virtual Reality.  2010. 
  38. Vol. 9(2).  P. 1-20.
  39. Wang P. A Critical Review of the Use of Virtual Reality in Construction Engineering
  40. Education and Training / P. Wang, P. Wu, J.Wang, H.-L. Hung-Lin Chi, X.Wang // International
  41. Journal of Environmental Research and Public Health.  2018. ˗ Vol. 15. – P. 1-18.
  42. Lee K. Augmented reality in education and training / K. Lee // TechTrends.  2012.  Vol.
  43. (2).  P. 13-21.
информационная система, дополненная реальность, AR, мобильное приложение, пользовательский интерфейс, маркер, образование.

Как цитировать

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. (2024). Научный журнал "Вестник Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова", 64(2). https://vestnik.arsu.kz/index.php/hab/article/view/138