В данной статье рассматриваются способы разработки адаптированного, доступного и электронного образовательного ресурса, направленного на расширение учебных возможностей учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП) с нарушением зрения и его эффективное применение в преподавании школьного курса информатики. В статье предлагаются пути разработки, структурирования и эффективного применения специальных учебных пособий с описанием значения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обеспечении инклюзивного образования. В ходе работы была уточнена структура и содержание электронного образовательного ресурса для курса информатики, применены методы адаптации к индивидуальным потребностям учащихся. В ходе исследования была определена роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях инклюзивного образования, уточнена структура и содержание контента в соответствии со специальными образовательными потребностями, разработана модель электронного образовательного ресурса, который можно использовать в качестве вспомогательного средства. Разработанный ресурс отвечает таким требованиям адаптации, как звуковая поддержка, увеличенные шрифты, четкие визуальные элементы цвета и простая структура в соответствии с особенностями восприятия учащихся с особыми образовательными потребностями. В ходе практического испытания с участием педагогов и учащихся доказана эффективность ресурса: повышается интерес учащихся к предмету, улучшаются учебные достижения. Результаты, полученные в статье, были сопоставлены с исследованиями других авторов и даны рекомендации к дальнейшим работам в данном направлении. Кроме того, даны методические рекомендации для учителей и составлена инструкция по практическому применению. Данная работа позволяет организовать качественный образовательный процесс в соответствии с требованиями инклюзивного образования и представляется в качестве методической поддержки учителям и специалистам.
НАУРЫЗОВА Н.К.
Магистр, старший преподаватель, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан
E-mail: nnauryzova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9012-9697
СЕРДАЛЫКЫЗЫ Н.
Студент 3-курса, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан
E-mail: nuraizakirova0@gmail.com. https://orcid.org/0009-0009-1118-6246
ТУРМАГАНБЕТОВА З.П.
Студент 4-курса, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан
E-mail: zagypaturmaganbetova@gmail.ru, https://orcid.org/0009-0001-6625-1924
- Оспанбаева М.П., Инклюзивті білім беру мазмұны және әдістемесі: оқу құралы/ Алматы: Қазақ университеті, 2019.- 232 б.
- Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі. Инклюзивті білім беру: Әдістемелік нұсқаулықтар. – Нұр-Сұлтан: Ұлттық білім академиясы, 2022.
- Елисеева И.Г., Ерсарина А.К., Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе: метод. рекомендации/ Алматы: ННПЦ КП, 2019. - 118с.
- Инклюзия жағдайында білім беру процесі үшін заманауи ресурстарды пайдалану бойынша әдістемелік ұсынымдар – Астана: Ы. Алтынсарин атындағы ҰБА, 2023. – 184б.
- Бидайбеков Е.Ы., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Создание и использование образовательных электронных изданий и ресурсов: Учебно- методическое пособие / Алматы: Білім, 2006. - 135 c.