В статье рассматривается взаимосвязь эмоциональной культуры и жизненного баланса в профессиональной деятельности преподавателя. Эмоциональная культура понимается как совокупность умений осознавать, регулировать и конструктивно выражать эмоции, что напрямую влияет на качество педагогического общения, устойчивость к стрессам и формирование благоприятной образовательной среды.
Жизненный баланс рассматривается в контексте гармоничного распределения времени, ресурсов и внимания между профессиональной, личной и социальной сферами. Особое внимание уделяется тому, как недостаток эмоциональной саморегуляции и перегрузки в работе могут приводить к эмоциональному выгоранию, снижению мотивации и профессиональной эффективности.
В статье представлены современные подходы к развитию эмоциональной культуры, включая элементы эмоционального интеллекта, рефлексивные практики и методы самоподдержки. На основе теоретического анализа и практических кейсов сделан вывод о том, что высокий уровень эмоциональной культуры способствует сохранению жизненного баланса, укреплению психологического благополучия и повышению качества образовательного процесса.
Автор отмечает, что высокая эмоциональная культура помогает выстраивать границы, адекватно расставлять приоритеты и сохранять внутреннюю устойчивость при внешних перегрузках. Особое внимание уделяется практическим подходам к развитию эмоциональной компетентности как основы психологического благополучия. Делается вывод о том, что эмоциональная зрелость и культура являются ключевыми условиями для поддержания жизненного баланса, профилактики выгорания и повышения качества жизни.
Материал может быть полезен педагогам, психологам, организаторам системы повышения квалификации, специалистам в сфере управления персоналом и всем, кто интересуется вопросами эмоционального развития и саморегуляции.
САУТЕНКОВА М.Ю.
Кандидат психологических наук, доцент, Актюбинский региональный университет им. К.Жубанова, г.Актобе, Казахстан
E-mail: marina.sautenkova@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-6493-2726
- Вачков И.В. Психология преподавателя вуза: вызовы, ресурсы, поддержка. — М.: УРАО, 2021. – 187 с.
- Савченко И.В. Эмоциональное выгорание и профилактика в образовательной среде. — СПб: Речь, 2022.- 214 с.
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023.- 234 с.
- Шепелев И.Ф. Эмоциональный интеллект и фасилитация: инструменты XXI века в образовании. — Екатеринбург: Уралпресс, 2024.-278 с.
- Корпоративное обучение и коучинг: современные подходы и практики. — Под ред. Л.В. Громовой. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020.- 213 с.
- Maslach C., Leiter M. The Truth About Burnout. — Jossey-Bass, 2020.- 380 p.
- Neff K. Self-Compassion: The Proven Power of Being Kind to Yourself. — HarperCollins, 2022. – S. 28–37.