После пандемии Covid-19, когда студенты и школьники обучались дистанционно, у них возникли проблемы с критическим мышлением. Критическое мышление — необходимый навык для точных наук. С интеграцией технологий искусственного интеллекта в различные сферы высшие учебные заведения разработали разные возможности ИИ для модернизации интеллектуальных вычислений и обучения. Тем не менее, как полностью использовать возможности ИИ для повышения осведомлённости студентов об эффективности обучения до сих пор неясно. В данной статье мы рассмотрим разницу между использованием искусственного интеллекта Deepseek в преподавании физики ученикам 8 класса в 2023 году без применения искусственной системы и в 9 классе в 2025 году с её использованием. В частности, исследуются причинно-следственные связи между возможностями ИИ, общей учебной эффективностью, мотивацией и знанием критического мышления [1]. Цель исследования — определить, насколько инструменты искусственного интеллекта помогают или мешают развитию критического мышления у учащихся. Интенсивное развитие технологий в XXI веке принесло новые возможности и вызовы в сферу образования. Среди них технологии искусственного интеллекта (ИИ) являются одной из важных инноваций, направленных на коренное изменение образовательного процесса. Цифровые помощники на базе ИИ предоставляют учащимся индивидуализированные учебные материалы, эффективное управление учебным процессом и ускоряют освоение знаний. Это способствует повышению мотивации школьников и улучшению качества образования. Однако мнения о влиянии искусственного интеллекта на развитие критического мышления разделились. С одной стороны, ИИ помогает учащимся глубже анализировать информацию и развивать навыки самостоятельного принятия решений, с другой — может ослаблять их способность к самостоятельному мышлению и вести к технологической зависимости. Этот вопрос крайне важен и актуален для современной системы образования. В связи с этим в данной статье исследуется влияние помощников ИИ на критическое мышление школьников в образовательном процессе.
МАРАТ С.С.
Магистрант 1 курса «7М01502-Физика», Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан.
E-mail: salamat.marat@mail.ru, https://orcid.org/0009-0002-7336-8220
БЕКЕШЕВ А.З.
Кандидат физико-математических наук, доцент, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан.
E-mail: amirbek2401@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7038-4631
- Jia X.-H., Tu J.-C. Towards a new conceptual model of AI-enhanced learning for college students: The roles of artificial intelligence capabilities, general self-efficacy, learning motivation, and critical thinking awareness / Amsterdam: Elsevier / Systems. – 2024. – Vol. 12. – No. 74. –, 2024.
- Халперн Д. Психология критического мышления. / Москва: Питер, 2007. – 512 с.
- Баймұхамедов М.Ф., Баймұхамедова А.М., Боранбаев С.Н. Жасанды интеллект: қазіргі заманғы теория және тәжірибе 2-бөлім /– Алматы: Қазақ университеті, 2020. – 230 б.
- Russell S., Norvig P. Artificial Intelligence: A Modern Approach / 4th ed. – New Jersey: Pearson, 2021. – 1152 р.
- Miao F., Holmes W., Huang R., Zhang H. AI and education: guidance for policy-makers/ Paris: UNESCO, 2021. – 134 p.
- Halpern D.F. Thought and knowledge: An introduction to critical thinking. / 5th ed. – New York: Psychology Press, 2014. – 520 p.
- Шарипхазина Ж. Оқу мен жазу дағдылары арқылы сыни тұрғыдан ойлауды дамыту. / Алматы: Қазақ университеті, 2022. – 160 б.
- Holmes W., Bialik M., Fadel C. Artificial Intelligence in Education: Promises and Implications for Teaching and Learning. / Boston: Center for Curriculum Redesign, 2018. – 100 p.
- Шавалиева З.Ш., Сатынская А.К., Утилова А.М., Шакенова Т.Ж. Педагогикалық қызметті жүзеге асыруға тұрақты мотивация – болашақ педагогтардың тұрақты кәсіби икемділігінің құрамдас бөлігі / Алматы: Қазақ университетінің Хабаршысы. – 2024. – №2(56). – б. 45–52.