В условиях расширения цифровизации и развития инклюзивной образовательной политики возрастает необходимость адаптации курса информатики для обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП). В статье рассматриваются подходы к построению инклюзивного учебного процесса по информатике с использованием цифровых образовательных ресурсов, интерактивных заданий и технологий искусственного интеллекта.
Особое внимание уделяется созданию и апробации электронно-образовательного ресурса и сборника адаптивных заданий для детей с нарушением зрения и интеллекта. Представлены этапы внедрения ресурса в учебный процесс, методика адаптации заданий и результаты педагогического эксперимента, проведённого в условиях инклюзивного класса.
Проанализированы методики диагностики учебных достижений и мотивации, включая «Лестницу успеха» и проективные методы. Отдельно рассмотрены инструменты, повышающие доступность обучения: голосовые подсказки, визуальные интерфейсы, адаптивный дизайн и мультимедийные материалы.
Предложены практические рекомендации по созданию цифровых решений для инклюзивной информатики, ориентированных на универсальный дизайн обучения и индивидуализацию образовательного маршрута.
Полученные результаты могут быть полезны педагогам, методистам и разработчикам цифровых образовательных продуктов, работающим в сфере инклюзивного начального и основного образования.
БАЙГАНОВА А.М.
Кандидат педагогических наук, доцент, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г. Актобе, Казахстан
E-mail: altynzer_70@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5717-8422
НАРЫМБАЕВА М.А.
Магистрант, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г. Актобе, Казахстан
E-mail: madina_n93@mail.ru, https://orcid.org/0009-0002-5948-3185
- W3C Web Accessibility Initiative. Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.1 – Access mode: https://www.w3.org/TR/WCAG21/, free. – Title from screen.
- Burgstahler, S. Creating Inclusive Learning Opportunities in Higher Education: A Universal Design Toolkit / S. Burgstahler. – Seattle: DO-IT, University of Washington, 2019. – 124 p.
- Edyburn D. L. Inclusive Technologies: Tools for Helping Diverse Learners Achieve Academic Success / D. L. Edyburn. – Arlington: CEC Publications, 2013. – 176 p.
- Нуртазина, Ж. К. Инклюзивное образование в Казахстане: современные вызовы и перспективы развития / Ж. К. Нуртазина // Специальное образование и коррекционная педагогика. – 2022. – № 4(56). – С. 44–49.
- Петров А.Ю. Цифровая грамотность и инклюзия в образовательном процессе / А.Ю. Петров. – 2022.
- Официальная документация LearnPress – Режим доступа: https://learnpress.io/, свободный. – Загл. с экрана.
- Поляков А.Н. Методы диагностики и коррекции познавательной деятельности у детей с ЗПР / А.Н. Поляков. – Екатеринбург: Уральский университет, 2017. – 184 с.
- Шевченко С.В. Инклюзивное образование: технологии обучения и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями / С.В. Шевченко. – М.: Дрофа, 2020. – 320 с.