В статье всесторонне рассматривается влияние системы наставничества в высших учебных заведениях на профессиональное и личностное развитие обучающихся. Процесс наставничества оказывает положительное влияние не только на академические успехи студентов, но и на их социальную адаптацию, помогает чувствовать себя уверенно в учебной среде. Анализируются особенности различных форм наставничества — индивидуального, группового и онлайн — и их эффективность. Каждая из форм отвечает на определённые потребности студентов и способствует раскрытию их потенциала. Также в статье подчеркивается вклад менторской системы, которая не ограничивается академической поддержкой, но также играет важную роль в развитии критического мышления, принятии решений и личной ответственности. Автор с помощью конкретных примеров доказывает важность наставнических методов и инструментов для личностного роста и достижения профессиональных целей студентов. Непрерывность и надёжность наставнических отношений способствуют росту самооценки, мотивации и чёткому определению карьерного направления обучающихся. Особо подчёркивается значение установления доверительных отношений между наставником и студентом как фактора повышения качества образования в вузах.
ТОГАЙБАЕВА А.К.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и педагогики и менеджмента в образовании, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г Актобе, Казахстан.
E-mail: aikat_76@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2071-9536
МУХАЕВА Т.С.
магистрант, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г Актобе, Казахстан.
E-mail: toka.mukaevaa@mail.ru, https://orcid.org/0009-0008-2841-7621
- Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 5. С. 25-36. DOI: 10.15293/2226-3365.1705.02
- Ball E, Hennessy C. De-mystifying the Concept of Peer Mentoring in Higher Education: Establishing Models for Learning. In C. Woolhouse, L.J. Nicholson (Eds.), Mentoring in Higher Education - Case Studies of Peer Learning and Pedagogical Development. 2020. P. 17-38. DOI: 10.1007/978-3-030-46890-3_2
- Нугуманова, Л.Н. Наставничество как современная модель повышения квалификации педагогов в дополнительном профессиональном образовании/ Л.Н. Нугуманова, Г.А. Шайхутдинова, Т.В. Яковенко // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–3. С. 182–185.
- Бутакова Н.С. Наставничество как форма работы / Н.С. Бутакова // Наставничество XXI века: сборник статей по итогам Региональной научно-практической конференции. – Омск: БПОУ «Омский педагогический колледж №1», 2021. – 70 с.
- Никитина В.В. Роль наставничества в современном образовании/Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». 2013. -7с
- Артамонова Е.И, Тесленко О.В. Наставничество как проявление качества профессиональной подготовки будущего преподавателя вуза // Педагогическое образование и наука. 2022. № 3. С. 13-24. DOI: 10.56163/2072-25242022-3-13-24