Тема научной статьи посвящена актуальной проблеме в условиях современного динамично развивающегося цифрового общества - цифровой трансформации в высшем образовании. Авторы статьи пытались сопоставить и обосновать тему исследования с радикальными обновлениями, передовым опытом, происходящими на мировом уровне. Цифровая трансформация в высшем образовании -это не просто актуальная тема, она стала ключевым фактором обеспечения успешной социализации, профессионального развития и готовности к быстрой адаптации в современном мире.
Данная статья направлена на исследование роли информационных технологий в цифровой трансформации высшего образования. Основными материалами для проведения исследования были научно-теоретическая информация, отчетная документация университета, полученные бланки с ответами респондентов в рамках социально-педагогической диагностики. Методы исследования: анализ психолого-педагогической, социально-экономической и технической литературы по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный и системно-структурный анализ; социологический опрос и анкетирование.
Результатами исследования являются описанные трансформационные процессы, происходящие в системе высшего образования, терминологический аппарат дидактики современного образовательного процесса с учетом цифровой трансформации, результаты социологического опроса студентов и преподавателей педагогического факультета Актюбинского регионального университета имени K. Жубанова
ВАСИК Б.
кандидат педагогических наук, ассоциация по академической мобильности, г. Ниш, Сербия
E-mail Bibigul.almyrzae@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8723-1703
САРДАРОВА Ж.И
кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор, Казахский национальный педагогический университет им.Абая, г. Алматы, Казахстан
E-mail: Sardar.Zh@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5224-5371
- Государственная программа «Цифровой Казахстан» на 2018–2022 годы. [Электронный ресурс]. - Available at: - Available at: https://digitalkz.kz/ (дата обращения: 03.03.2020)
- Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. [Текст] / Н.Ю. Игнатова // М – Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. – 128 с.
- Афанасьева Г.А. Развитие образовательного процесса в новой цифровой среде // Экология урбанизированных территорий. [Текст] / Г.А. Афанасьева // – 2018. – №2. – С. 105–107.
- Гамбеева Ю.Н., Сорокина Е.И. Цифровая трансформация современного образовательного процесса. Известия ВГПУ. Педагогические науки. [Электронный ресурс]. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sovremennogo-obrazovatelnogo-protsessa/viewer (дата обращения: 03.03.2020)
- Поздняков В.А., Шлык В.В. Компьютерная дидактика. Теоретические основы и технологии открытого образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции. [Текст] / В.А. Поздняков, В.В. Шлык // – Липецк: ЛГТУ, 2004. – Ч. 2. – С. 106–113.
- Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. [Текст] / А.И.Башмаков, И.А.Башмаков // М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 616 с.
- Оспенникова Е.В. Е-дидактика мультимедиа: проблемы и направления исследования [Текст] / Е.В. Оспенникова // Вестн. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та. Сер.: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2005. – №1. – С. 16–30.
- Чошанов М.А. E-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий [Текст] / М.А. Чошанов // Образовательные технологии и общество. – 2013. – №3. – С. 684–694.
- Фролов И.Н. E-didactics как теоретический базис электронного обучения [Текст] / И.Н. Фролов // В мире научных открытий. – 2011. – Т. 14. – №2. – С. 135–142.
- Гарцов А.Д., Гарцова Д.А. Электронная дидактика в обучении иностранным языкам [Текст] / А.Д.Гарцов, Д.А. Гарцова // Полилингвиальность и транскультурные практики. – 2013. – №1. – С. 58–62.
- Чиркова Л.Н., Борщик Л.Н. К вопросу о развитии дидактики в условиях электронного образования [Текст] / Л.Н.Чиркова, Л.Н. Борщик // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2014. – №10. – С. 222–227.
- Монахов В.М., Тихомиров С.А. Эволюция методической системы электронного обучения. [Текст] / В.М.Монахов, С.А. Тихомиров // Яросл. пед. вестн. – 2018. – №6. [Электронный ресурс]. - Available at: https:// cyberleninka.ru/ article/n/evolyutsiya-metodicheskoy-sistemy-elektronnogo-obucheniya (дата обращения: 08.01.2020)
- Ковалев М.М. Образование для цифровой экономики [Текст] / М.М. Ковалев // Цифровая трансформация. – 2018. – №1 (2). – С. 37–42.
- Schleicher A. Education disrupted – education rebuilt: Some insights from PISA on the availability and use of digital tools for learnin. OECD Education and Skills Today [Electronic resource]. - Available at: https://oecdedutoday.com/coronavirus-education-digital-tools-for-learning (Date of access: 22.07.2020)
- OECD. The state of school education. One year into the COVID pandemic. – 2021. [Electronic resource]. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/201dde84-en.pdf (Date of access: 22.07.2020)
- Полат Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения [Текст] / Е.С.Полат // Открытое образование. – 2005. – №3. – С. 71–77.
- Король А. Дистанция в образовании: от методологии к практике [Текст] / А. Король // Наука и инновации. – 2020. – №6 (208). – С. 22–29.
- Matthews D. How will technology reshape the university by 2030? [Electronic resource]. - Available at: https://www.timeshighereducation.com/features/how-will-technology-reshape-university-2030. (Date of access: 6.07.2020)
- Матонин В.В. Тренды современного образования: геймификация [Текст] / В.В. Матонин // Вестн. Бурят. гос. Ун-та.: Образование. Личность. Общество. – 2017. – №2. – С. 36–40.
- Татаринов К.А. Мобильное обучение поколения «Z» [Текст] / К.А. Татаринов // Балт. гуманит. журнал. – 2019. – №2(27). – С. 103–105.