В статье анализируются исследования педагога-ученого А.Байтурсынұлы и определяется соответствие его выводов по вопросам языка с основными идеями парадигмы лингвистики XXI века. Авторы обосновывают, что исследования А. Байтурсынова создали парадигму казахской языковой науки начала ХХ века, а именно модель синхронного описания казахского языка. В качестве доказавтельств, предполагается что исследования ученого дали ориентиры более поздним ученым для проведения своих исследований и побудили более поздних ученых найти, определить и описать научные проблемы, которые не были решены в этих учебных материалах. Свои выводы он обосновывает определением парадигмы Т. Куна. Определяется соответствие идеи Ахмет Байтұрсынұлы с терминами Ф. де Соссюра о «язык, языковая способность, слово, речевой акт» и сообщается, что некоторые суждения ученого точно характеризуют исследовательские проблемы психолингвистики, лингвопрагматики. Также в статье анализируется значение терминов речь, слово, язык, речевое производство. Описана эмпирическая база произведений А.Байтұрсынұлы, указано, что отличия понятий науки о языке определяются на основе специально отобранных текстов. Основные результаты были получены путем цитирования конкретных выдержек из научных работ ученого и их анализа в связи с языковыми проблемами 21 века.
- Kun T.S. Struktura nauchnykh revolyutsii (perevod s angliiskogo I.Z. Naletova). – M., 1975 psylib.ukweb.net/books/kunts01
- de Sossyur F. Trudy po yazykoznaniyu. Perevody s frantsuzskogo yazyka pod redaktsiei A.A.Kholodovicha. M., 1977
- Baitūrsynūly A. Qazaq tıl bılımınıñ mäselelerı. Qūrastyrğan: Ğ.Änes. – Almaty: «AbzalAi» baspasy, 2013. – 640 bet