В данной статье рассматривается методика развития алгоритмического и пространственного мышления у студентов вузов на основе задач по моделированию движения робота. В рамках исследования предлагается междисциплинарный подход, направленный на формирование у обучающихся логического, пространственного и алгоритмического мышления.
Эффективность поэтапного внедрения в учебный процесс симулятора ErgoBot и практических заданий, выполняемых на бумажной сетке, проанализирована с использованием методов педагогического эксперимента, анкетирования и наблюдения. Исследование проводилось с участием студентов 1 курса Актюбинского строительного-технического колледжа, в ходе 6-недельной учебной программы было использовано 12 задач на моделирование движения робота.
В статье моделирование движения робота рассматривается не только как средство развития технических навыков, но и как инструмент формирования метакогнитивных способностей (планирование, самоконтроль, рефлексия). Предлагается применение данной методики в подготовке педагогов, в том числе в рамках дисциплин «Робототехника», «Методика преподавания информатики», «STEM-обучение». С помощью данной методики студенты не только осваивают основы программирования, но и развивают навыки моделирования и решения реальных жизненных задач. Кроме того, выполнение заданий в группах способствует развитию коммуникативных способностей и умений работать в команде. Это положительно влияет на профессионально-социальную адаптацию будущих педагогов. Кроме того, результаты исследования подтверждают, что данный подход способствует формированию функционально грамотной и творчески ориентированной личности.
ЖУБАЕВ А.К.
Кандидат физико-математических наук, доцент, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г. Актобе, Казахстан.
E-mail: azhubaev@zhubanov.edu.kz, https://orcid.org/0009-0000-7148-9403
ИХСАНОВА А.С.
Магистрант, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан.
Е-mail: ainsamat@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-7998-3756
- Айтқұлов Б. Т. (2020). STEM-білім беру жүйесінде робототехниканы оқыту ерекшеліктері. Қазақ инновациялық университетінің хабаршысы, 4(36), 92-101.
- Thomas A., & Foster J. (2018). Teaching Robotics with Simulations and Practical Approaches: A Systematic Overview. International Journal of STEM Education, 5(1), 15.
- Mikhailova I. Robotics Education: Challenges and Opportunities in Using VR Tools. European Journal of Engineering Education, 44(3), 2019, 326–341.
- Ермеков Ж. Қ., & Нұрбек А. Қ. Цифрлық трансформация және Қазақстандағы білім беру жүйесінің жаңартылуы. Қазақстан білім академиясының журналы, 1(47), 2022, 45–58.
- Ouyang F., Xu W. (2024). The Effects of Educational Robotics in STEM Education: A Multilevel Meta-analysis. International Journal of STEM Education, 11, 7.