МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ДВИЖЕНИЯ РОБОТА

Опубликован 30.09.2025
ФИЗИКА-МАТЕМАТИКА Том 81 № 3 (2025)
Том 81 №3 (2025)
Авторы:
  • ЖУБАЕВ А.К.
  • ИХСАНОВА А.С.
PDF (Казахский)

В данной статье рассматривается методика развития алгоритмического и пространственного мышления у студентов вузов на основе задач по моделированию движения робота. В рамках исследования предлагается междисциплинарный подход, направленный на формирование у обучающихся логического, пространственного и алгоритмического мышления.

Эффективность поэтапного внедрения в учебный процесс симулятора ErgoBot и практических заданий, выполняемых на бумажной сетке, проанализирована с использованием методов педагогического эксперимента, анкетирования и наблюдения. Исследование проводилось с участием студентов 1 курса Актюбинского строительного-технического колледжа, в ходе 6-недельной учебной программы было использовано 12 задач на моделирование движения робота.

В статье моделирование движения робота рассматривается не только как средство развития технических навыков, но и как инструмент формирования метакогнитивных способностей (планирование, самоконтроль, рефлексия). Предлагается применение данной методики в подготовке педагогов, в том числе в рамках дисциплин «Робототехника», «Методика преподавания информатики», «STEM-обучение». С помощью данной методики студенты не только осваивают основы программирования, но и развивают навыки моделирования и решения реальных жизненных задач. Кроме того, выполнение заданий в группах способствует развитию коммуникативных способностей и умений работать в команде. Это положительно влияет на профессионально-социальную адаптацию будущих педагогов. Кроме того, результаты исследования подтверждают, что данный подход способствует формированию функционально грамотной и творчески ориентированной личности.

ЖУБАЕВ А.К.

Кандидат физико-математических наук, доцент, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г. Актобе, Казахстан.

E-mail: azhubaev@zhubanov.edu.kz, https://orcid.org/0009-0000-7148-9403

ИХСАНОВА А.С.

Магистрант, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан.

Е-mail: ainsamat@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-7998-3756

  1. Айтқұлов Б. Т. (2020). STEM-білім беру жүйесінде робототехниканы оқыту ерекшеліктері. Қазақ инновациялық университетінің хабаршысы, 4(36), 92-101.
  2. Thomas A., & Foster J. (2018). Teaching Robotics with Simulations and Practical Approaches: A Systematic Overview. International Journal of STEM Education, 5(1), 15.
  3. Mikhailova I. Robotics Education: Challenges and Opportunities in Using VR Tools. European Journal of Engineering Education, 44(3), 2019, 326–341.
  4. Ермеков Ж. Қ., & Нұрбек А. Қ. Цифрлық трансформация және Қазақстандағы білім беру жүйесінің жаңартылуы. Қазақстан білім академиясының журналы, 1(47), 2022, 45–58.
  5. Ouyang F., Xu W. (2024). The Effects of Educational Robotics in STEM Education: A Multilevel Meta-analysis. International Journal of STEM Education, 11, 7.
робототехника, образовательные технологии, алгоритмическое мышление, пространственное мышление, моделирование движения робота, STEM, методика обучения

Как цитировать

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ДВИЖЕНИЯ РОБОТА. (2025). Научный журнал "Вестник Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова", 81(3), 33-39. https://doi.org/10.70239/