ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Опубликован 30.09.2025
ФИЗИКА-МАТЕМАТИКА Том 81 № 3 (2025)
Том 81 №3 (2025)
Авторы:
  • БАЙГАНОВА А.М.
  • НАРЫМБАЕВА М.А.
PDF

В условиях расширения цифровизации и развития инклюзивной образовательной политики возрастает необходимость адаптации курса информатики для обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП). В статье рассматриваются подходы к построению инклюзивного учебного процесса по информатике с использованием цифровых образовательных ресурсов, интерактивных заданий и технологий искусственного интеллекта.

Особое внимание уделяется созданию и апробации электронно-образовательного ресурса и сборника адаптивных заданий для детей с нарушением зрения и интеллекта. Представлены этапы внедрения ресурса в учебный процесс, методика адаптации заданий и результаты педагогического эксперимента, проведённого в условиях инклюзивного класса.

Проанализированы методики диагностики учебных достижений и мотивации, включая «Лестницу успеха» и проективные методы. Отдельно рассмотрены инструменты, повышающие доступность обучения: голосовые подсказки, визуальные интерфейсы, адаптивный дизайн и мультимедийные материалы.
Предложены практические рекомендации по созданию цифровых решений для инклюзивной информатики, ориентированных на универсальный дизайн обучения и индивидуализацию образовательного маршрута.
Полученные результаты могут быть полезны педагогам, методистам и разработчикам цифровых образовательных продуктов, работающим в сфере инклюзивного начального и основного образования.

БАЙГАНОВА А.М.

Кандидат педагогических наук, доцент, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г. Актобе, Казахстан

E-mail: altynzer_70@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5717-8422

НАРЫМБАЕВА М.А.

Магистрант, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г. Актобе, Казахстан

E-mail: madina_n93@mail.ru, https://orcid.org/0009-0002-5948-3185

  1. W3C Web Accessibility Initiative. Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.1 – Access mode: https://www.w3.org/TR/WCAG21/, free. – Title from screen.
  2. Burgstahler, S. Creating Inclusive Learning Opportunities in Higher Education: A Universal Design Toolkit / S. Burgstahler. – Seattle: DO-IT, University of Washington, 2019. – 124 p.
  3. Edyburn D. L. Inclusive Technologies: Tools for Helping Diverse Learners Achieve Academic Success / D. L. Edyburn. – Arlington: CEC Publications, 2013. – 176 p.
  4. Нуртазина, Ж. К. Инклюзивное образование в Казахстане: современные вызовы и перспективы развития / Ж. К. Нуртазина // Специальное образование и коррекционная педагогика. – 2022. – № 4(56). – С. 44–49.
  5. Петров А.Ю. Цифровая грамотность и инклюзия в образовательном процессе / А.Ю. Петров. – 2022.
  6. Официальная документация LearnPress – Режим доступа: https://learnpress.io/, свободный. – Загл. с экрана.
  7. Поляков А.Н. Методы диагностики и коррекции познавательной деятельности у детей с ЗПР / А.Н. Поляков. – Екатеринбург: Уральский университет, 2017. – 184 с.
  8. Шевченко С.В. Инклюзивное образование: технологии обучения и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями / С.В. Шевченко. – М.: Дрофа, 2020. – 320 с.
адаптивные образовательные технологии, дети с ООП, инклюзивное образование, информатика, искусственный интеллект, цифровая грамотность, электронный ресурс

Как цитировать

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. (2025). Научный журнал "Вестник Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова", 81(3), 71-76. https://doi.org/10.70239/