Целью исследования в данной статье является теоретическое обоснование формирования исследовательской культуры школьников-информатиков и методических особенностей создания системы исследовательских задач. Организация и дальнейшее развитие исследовательской работы школьников является одной из основных форм творческой работы со школьниками. Это требует использования современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к специализированным базам данных и источникам информации по теме исследования.
Методы исследования – анализ научных статей, эмпирические методы, метод проектов, методология создания системы исследовательских задач. Метод проектов и метод деятельности обучения являются лучшим решением проблем приобщения, учащихся к науке. Раннее приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности позволяет в полной мере выявить и развить их интеллектуальные и творческие способности. Данные действия могут быть эффективны не только в старших классах, но и в начальной школе.
В результате исследования определены ведущие тенденции формирования исследовательской культуры учащихся, определены оптимальные педагогические условия эффективного формирования исследовательской культуры учащихся на уроках информатики, обосновано формирование исследовательской культуры учащихся на уроках информатики.
ЕРЕКЕШЕВА М.М.
кандидат физико-математических наук, доцент, Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан
Е-mail: myerekesheva@zhubanov.edu.kz, https://orcid.org/0000-0002-4043-5688
САГИМБАЕВА А.Е.
Доктор педагогических наук, профессор, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы, Казахстан
Е-mail: aiya_c@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3258-7558
ҚАЛИ Р.Б.
Учитель, КГУ гимназия № 51, г. Актобе, Казахстан.
E-mail: Ykali000@gmail.com, https://orcid.org/0009-0002-5738-4271
- Школьникова М. Н. Формирование исследовательской культуры учащихся на уроках информатики / Педагогические науки. 2018. 2(25), 41-44.
- Головина Е. Ю. Особенности формирования исследовательской культуры на уроках информатики в условиях реализации ФГОС./ Информационные технологии в образовании. 2019. 32(2), 42-50.
- Абдуллаева Л. Г. Развитие исследовательской культуры на уроках информатики в условиях перехода на новые образовательные стандарты / Образование и наука. 2020. 22(2), 74-80.
- Краснова О.В. Методические подходы к формированию исследовательской культуры на уроках информатики в условиях цифровизации образования / Вестник науки и образования. 2021. 6(2), 51-54.
- Lysak, O.G., Pravdyuk, V.N. The technology of developing a theoretical model for the preparation of future bachelors of vocational training based on the formation of natural science mathematical competencies / O.G. Lysak, V.N. Pravdyuk / Scientific Notes of the Oryol State University. - 2016. - No. 1 (70),214-218.
- Ratheeswari K. Information Communication Technology in Education / Journal of Applied and Advanced Research, 2018, 3(S1),45-69.
- Попова, А. А. Формирование исследовательской культуры на уроках информатики в рамках проектной деятельности / Новые технологии в образовании. 2022. 18(1), 136-140.
- Djordjevic-Kajan S , & Milosavljevic B. Forming students’ research culture in computer science classes through project-based learning / Journal of Information Technology Education: Research. 2021. 20-39.
- Barrow L. H., & La H. C. Developing students’ research skills through a research-based computer science curriculum / Computer Science Education. 2021. 31(1), 1-22.
- Akhmetova, L. A., & Akhmetov, A. R. Methodology for developing research culture among students in computer science classes in modern conditions. Pedagogical Education in Russia, 2021.-86-91.