О ВЛИЯНИИ ГЕЙМИФИКАЦИИ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАВЫКИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Опубликован 31.03.2025
ПЕДАГОГИКА Том 79 № 1 (2025)
№1 (2025)
Авторы:
  • БАЙБАКТИНА А.Т.
  • КУАНЫШ Д.А.
PDF (Казахский)

В последние годы в сфере образования активно внедряются инновационные подходы, способствующие повышению интереса к обучению. Одним из наиболее обсуждаемых методов является геймификация, которая предполагает интеграцию игровых элементов (бейджи достижений, система набора очков, уровни, доски лидеров и т. д.) в педагогическую практику. Считается, что такой подход повышает мотивацию обучающихся, способствует их познавательной активности и улучшает качество усвоения материала. В данной обзорной статье подробно рассматривается роль и значение геймификации в образовательном процессе. На основе отечественных и зарубежных научных исследований оценивается влияние геймификации на учебную мотивацию, академическую успеваемость и развитие практических навыков. Кроме того, авторы анализируют основные барьеры и ограничения при внедрении геймификации, включая уровень подготовки преподавателей, состояние технической инфраструктуры и необходимость соответствия учебной программе. В статье также предлагаются возможные пути преодоления этих препятствий. Результаты обзора указывают на перспективы дальнейшего развития геймификации, в том числе с использованием VR/AR-технологий и инструментов искусственного интеллекта, для повышения эффективности обучения. Применение адаптивных систем, учитывающих индивидуальные особенности учащихся, может ещё более усилить положительный эффект от игровых элементов в образовательном процессе.

БАЙБАКТИНА А.Т.

кандидат педагогических наук, доцент, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан.

Е-mail: Aksaule67@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7872-1252

КУАНЫШ Д.А.

магистрант, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан.

Е-mail: ketsvill.00@gmail.com, https://orcid.org/0009-0001-1857-6169

  1. Lampropoulos, G., & Sidiropoulos, K. Impact of Gamification on Students’ Learning Outcomes and Academic Performance: A Longitudinal Study Comparing Online, Traditional, and Gamified Learning, Innovations in Education, 2024 ж., 15(3), 63–75 p.
  2. Domínguez, A., Saenz-de-Navarrete, J., De-Marcos, L., Fernández-Sanz, L., Pagés, C., & Martínez-Herráiz, J. J. Gamifying learning experiences: Practical implications and outcomes. Computers & Education, 2013 ж., 63, 380–392 p.
  3. Hamari, J., Koivisto, J., & Sarsa, H.. Does gamification work? — A literature review of empirical studies on gamification. Proceedings of the 47th Hawaii International Conference on System Sciences, 2014 ж., 3025–3034 p.
  4. Smith, A. B. The Effects of Gamification on Learning: A Meta-Analysis. Computers & Education, 2021 ж., 145, 45–58 р.
  5. Соколова Е. В. Геймификация как средство повышения мотивации студентов. Вестник педагогических исследований, 2021 г., 16(3), 52–59 c.
геймификация, игровые элементы, познавательная активность, мотивация, академическая успеваемость, практические навыки, цифровые технологии

Как цитировать

О ВЛИЯНИИ ГЕЙМИФИКАЦИИ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАВЫКИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. (2025). Научный журнал "Вестник Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова", 79(1), 92-96. https://doi.org/10.70239/