В последние годы в сфере образования активно внедряются инновационные подходы, способствующие повышению интереса к обучению. Одним из наиболее обсуждаемых методов является геймификация, которая предполагает интеграцию игровых элементов (бейджи достижений, система набора очков, уровни, доски лидеров и т. д.) в педагогическую практику. Считается, что такой подход повышает мотивацию обучающихся, способствует их познавательной активности и улучшает качество усвоения материала. В данной обзорной статье подробно рассматривается роль и значение геймификации в образовательном процессе. На основе отечественных и зарубежных научных исследований оценивается влияние геймификации на учебную мотивацию, академическую успеваемость и развитие практических навыков. Кроме того, авторы анализируют основные барьеры и ограничения при внедрении геймификации, включая уровень подготовки преподавателей, состояние технической инфраструктуры и необходимость соответствия учебной программе. В статье также предлагаются возможные пути преодоления этих препятствий. Результаты обзора указывают на перспективы дальнейшего развития геймификации, в том числе с использованием VR/AR-технологий и инструментов искусственного интеллекта, для повышения эффективности обучения. Применение адаптивных систем, учитывающих индивидуальные особенности учащихся, может ещё более усилить положительный эффект от игровых элементов в образовательном процессе.
БАЙБАКТИНА А.Т.
кандидат педагогических наук, доцент, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан.
Е-mail: Aksaule67@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7872-1252
КУАНЫШ Д.А.
магистрант, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан.
Е-mail: ketsvill.00@gmail.com, https://orcid.org/0009-0001-1857-6169
- Lampropoulos, G., & Sidiropoulos, K. Impact of Gamification on Students’ Learning Outcomes and Academic Performance: A Longitudinal Study Comparing Online, Traditional, and Gamified Learning, Innovations in Education, 2024 ж., 15(3), 63–75 p.
- Domínguez, A., Saenz-de-Navarrete, J., De-Marcos, L., Fernández-Sanz, L., Pagés, C., & Martínez-Herráiz, J. J. Gamifying learning experiences: Practical implications and outcomes. Computers & Education, 2013 ж., 63, 380–392 p.
- Hamari, J., Koivisto, J., & Sarsa, H.. Does gamification work? — A literature review of empirical studies on gamification. Proceedings of the 47th Hawaii International Conference on System Sciences, 2014 ж., 3025–3034 p.
- Smith, A. B. The Effects of Gamification on Learning: A Meta-Analysis. Computers & Education, 2021 ж., 145, 45–58 р.
- Соколова Е. В. Геймификация как средство повышения мотивации студентов. Вестник педагогических исследований, 2021 г., 16(3), 52–59 c.