В статье отмечается, что в городах Казахстана начали появляться украшения с орнаментами на общественных и жилых зданиях, которые значительно улучшают городской пейзаж и придают ему красоту. С 60-х годов XX века эти украшения стали активно развиваться. В частности, Алматы превратился в красивый город, а здания региональных центров Казахстана начали украшаться казахским орнаментом. Казахские орнаменты начали изучаться учеными, которые стали раскрывать их значения и символику. Эти орнаменты возникли в период, когда казахи начали использовать юрты, которые также распространены среди кочевых народов Киргизии, каракалпаков, Монголии и других стран.
Таким образом, можно сказать, что орнаментальная традиция не только обогащает архитектурный облик городов, но и подчеркивает богатое культурное наследие Казахстана.
До начала XX века орнамент казахского народа оставался недостаточно изученным. Это в значительной степени объясняется его ограниченным использованием в архитектуре городских зданий и сооружений. Первые исследования казахского орнамента начали проводиться в начале XIX века, и с тех пор эта тема постоянно развивалась, особенно актуальной она стала в начале XXI века.
Современные исследования активно продолжают эту перспективу, углубляя понимание исторических закономерностей и анализируя множество новых примеров. Эта область состоит как из узкоспециализированных исследований, которые фокусируются на предметных закономерностях и особенностях, определяемых материалами для производства изделий различных форм, размеров, конфигураций и фактур, так и из более широких исследований, посвященных синтезу орнамента в архитектуре.
Особое внимание уделяется художественному оформлению юрты, а также пространственно-смысловым формам зданий в их архитектурных композициях. Искусство архитектурного орнамента становится реальным выражением культурной идентичности, подчеркивая уникальность казахского народного творчества. Эти исследования помогают осознать роль орнамента не только как декоративного элемента, но и как важной части архитектурного наследия Казахстана.
МУХАНБЕДИЯРОВА Б. Ж.
самостоятельный соискатель, Самаркандский государственный архитектурно-строительный университет им Мирзо Улугбека, г. Самарканд, Узбекистан
Е-mail: Bibinur0402@mail.ru, https://orcid.org/0009-0004-8648-3986
- Басенов Т.К. Орнамент Казахстана в архитектуре. - Алма-Ата: Изд. АН КазССР, 1957.- 78 с.
- Ибраева К.Т. Казахский орнамент. - Алматы: Онер, 1994.- 108с
- Ибраева К.Т. Орнамент мемориальных памятников казахов (на материале некрополей Мангышлака): автореф. дис. канд. искусствоведения. - Алма-Ата, 1985.
- Ибраева К. Памятники Мангышлака. // Декоративное искусство СССР. – 1980. - №8.- С.82-85.
- Байтенов Э.М. О связях мемориального зодчества Казахстана с архитектурой Средней Азии. // Архитектура и строительство Узбекистана. – 1989. - №11.- 56 с.
- Дуйсебаев У. Особенности градостроительства Присырдарьи середины ХIХ- начала ХХ веков: автореф. дис. канд. архитектуры. - Ташкент, 1990.
- Азимов И. Архитектура Узбекистана ХVIII- начала ХХ вв.: (Традиции и локальные особенности): автореф. дис. докт. архитектурных наук. - Ташкент, 1999.
- К. Касенова, С.Шкляева Учимся ткать ковры и гобелены. Пособие для ремесленников / Алматы. – 2009. – 210 с.
- История искусств Казахстана, Шкляева С., Муратаев К. в 3-х томах (русский), Алматы, «Өнер», 2011. – 66 с.
- Ералы Оспанов. Казахи. Искусство номадов. Шымкент – 2021. – 94 с.