Формирование коммуникативных навыков занимает важное место для развития и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Для детей с РАС развитие речи и овладение коммуникативными навыками может быть долгим и сложным процессом. Особенности этих детей приводят их к трудностям в овладении способами общения с окружающими, вербального и невербального общения.
Увеличение числа детей с расстройствами аутистического спектра и недостаточная отечественная методика их коррекции обосновывают актуальность данной темы. Расстройство аутистического спектра-одна из групп детей, нуждающихся в особых знаниях, проявляющихся в расстройстве воли. У этих детей наблюдается дисбаланс воли, нарушение речи и поведенческие трудности. Дети с расстройствами аутистического спектра, от того, что Р.Каннер рассматривал как отдельную долину, до современных исследований, написали много научных работ и провели исследования. Однако в отечественной науке эта тема до сих пор недостаточно изучена.
Зарубежная литература и исследовательские работы доказывают, что наиболее оптимальным методом коррекции поведенческих расстройств у детей с расстройствами аутистического спектра является терапия АВА. Поэтому в ходе исследования были определены условия педагогической работы по изучению развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра и его развития с помощью АВА – терапии. Применение педагогических условий на практике способствует не только развитию коммуникативных навыков ребенка, но и снижению уровня его негативного поведения.
Метод американского психиатра И. Ловааса «обучение через отдельные блоки» и метод Ф.С. Скиннера «прикладной анализ поведения» предложили рабочую траекторию развития коммуникативных навыков у детей, сочетая принципы, разработанные на основе концепций Л.С. Выготского с принципами специальной педагогики. Предполагается использование и успешное внедрение представленных работ на занятиях с баллами с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматривается формирование коммуникативных навыков у детей с РАС, используемые методы и технологии, а также рекомендации для педагогов и родителей.
ТАГАНОВА А.М.
кандидат педагогических наук, доцент, Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан.
Е-mail: aru73@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0045-4059
БАЙКАДАМОВА А.М.
магистрант, Актюбинский региональный университет им. К.Жубанова, г. Актобе, Казахстан.
Е-mail: akmaral3010@yandex.kz, https://orcid.org/0009-0007-3165-9544
- Ахметова Г.Қ. Арнайы педагогика негіздері. – Алматы: "Атамұра", 2018. -167 б.
- Малофеев Н.Н. Специальная педагогика и инклюзивное образование. – М.: Владос, 2016. -147 б.
- Жақыпов С.М. Аутистік балалардың психологиялық ерекшеліктері. – Ақтөбе: ҚазҰПУ баспасы. -79 б.
- Ахметова Г.Қ. Арнайы педагогика негіздері. – Алматы: "Атамұра", 2018. -171 б.
- Назарова Н.М. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – М.: Владос, 2019.-137 б.
- Венера Тельжан, доктор философии в области клинической психологии, Университет науки и литературы, Селинус, Италия, Рим «Современный подход к лечению аутизма в казахстане», Труды 1-й Международной научной конференции «Исследовательский поиск и академические письма» (26-27 января 2023 г.). Варшава, Польша. 2023-01-30 https://ojs.scipub.de/index.php/RRAL/issue/view/15/48; 275 б.
- Азаттық радиосы. Ж. Жүрсін, 18 маусым 2024 жыл., Ерекше жандар. Аутизмі бар балалардың өмірі. https://www.azattyq.org/a/kazakhstan-aktobe-children-with-autism/32996857.html
- MedQaz веб-сайты; Нысынбайұлы Латиф, 06/03/2022 «Қолданбалы мінез-құлық талдауы (ABA) сіздің балаңыз үшін дұрыс па?»
- https://medqaz.com/%D2%9B%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%BC%D1%96%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D2%9B%D2%B1%D0%BB%D1%8B%D2%9B%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D1%83%D1%8B-aba %D1%81%D1%96%D0%B7%D0%B4
- Қуандыққызы Б. Аутизм сырқаты бар балаларға ерекше күтім қажет // Егемен Қазақстан газеті. 15 тамыз, 2022. https://egemen.kz/article/320723-autizm-syrqaty-bar-balalargha-erekshe-kutim-qadget
- Pyramid Educational Consultants; 1992-2024 https://pecs.com/our-company/