Актуальность проблемы профессионального самоопределения заключается в широком многообразии выбора карьерных путей, в условиях динамичности и непредсказуемости современного рынка труда, повышенной конкуренции, требующая непрерывного профессионального развития, важности личного удовлетворения от работы и престижного заработка. Как правило, в выборе профессий, задействованы внутренние и внешние факторы, которые формируют квалифицированного специалиста, умеющего выполнять поставленные задачи, добиваться эффективного результата в работе и способный адаптироваться к постоянно меняющимся обстоятельствам. Целью исследования является, анализ исследований выявляющих факторы профессионального самоопределения студентов-педагогов. Результаты проведенного анализа показывают, что факторы комплектующие профессиональное самоопределение, зависит от личных предпочтений, влияния образовательной среды, процессы формирования профессиональной самоидентификации у студентов, включая становление карьерных целей, осознание собственных способностей и стратегии по достижению успеха в выбранной области. Таким образом, анализируя существующие в научной литературе данные о профессиональном самоопределении студентов-педагогов, стоит подчеркнуть, достаточно фрагментарный характер представленных данных. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, меняются в зависимости от поставленных задач и целей в исследованиях. Но большинство исследований, посвященных этой теме, сходятся в одном: роль внешних и внутренних факторов профессионального самоопределения недостаточно изучена, требуется определенный период времени, и эффективных исследований для достижения значимых результатов в области педагогики и психологии.
РАМАЗАНОВА Д.Ж.
Доктор философии (PhD), доцент кафедры общей педагогики и менеджмента в образовании, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, Актобе, Казахстан
E-mail: rdj_82@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8517-7072
МАХАТОВА Г.А.
магистрант кафедры общей педагогики и менеджмента в образовании, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, Актобе, Казахстан
E-mail: banu.97@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-5548-9902
ЗАЙМОГЛЫ О.
доктор философии (PhD), профессор университета Акдениз, Анталья, Турция
E-mail: omerzaimoglu@hotmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9884-8397
- Podliesna H. Pedagogical Support of Socio-Professional Self-Determination of Students / H. Podliesna, D. Bazela, O. Bilash, L. Vyshotravka, L. Khotsianovska, H. Perova // Journal of Curriculum and Teaching. — 2022. — Vol. 1, Iss. 11. — P. 154–162. doi: https://doi.org/10.5430/jct.v11n1p154 DOI: https://doi.org/10.5430/jct.v11n1p154
- Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан (IV квартал 2023 г.). — Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. URL:https://stat.gov.kz/ru/industries/labor-and-income/stat-emptunempl/publications/6131/
- Кох И.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи / И.А. Кох, В.A. Орлов // Образование и наука. — 2020. — Т. 2, № 22. — С. 141–168. doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-141-168
- Тарасов С.В. Роль профориентационной деятельности педагогического вуза в профессиональном самоопределении абитуриентов / С.В. Тарасов, Е.Б. Спасская // Образование и наука. — 2023. — Т. 10, № 25. — С. 45-75. doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-45-75 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-45-75
- Мазилов В.А. Исследование педагогических способностей и стратегии формирования педагогической одаренности / В.А. Мазилов. — Ярославский педагогический вестник, 2020. — С. 96-106. doi: https://doi.org/10.20323/1813-145Х-2020-4-115-96-106 DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-4-115-96-106
- Alvariñas-Villaverde M. Initial Motivations for Choosing Teaching as a Career / M. Alvariñas-Villaverde, J. Domínguez-Alonso, L. Pumares-Lavandeira and I. Portela-Pino // Front. Psychol. — 2022. — Vol. 13 — P. 1-9. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.842557 DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.842557
- Abonyi U.K. Motivations of pre-service teachers in the colleges of education in Ghana for choosing teaching as a career / Abonyi U.K., Awhireng D. & Luguterah A.W. // Cogent Education. — 2021. — Vol. 13, Iss. 1 — P. 1-14. DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2020.1870803
- Glutsch N. Pre-service teachers’ motivations for choosing teaching as a career: does subject interest matter? / N.Glutsch, J.König // Journal of Education for Teaching. — 2019. — Vol. 45, Iss. 5. — P. 1-17. doi: https://doi.org/10.1080/02607476.2019.1674560 DOI: https://doi.org/10.1080/02607476.2019.1674560
- Крежевских О. В. Проектирование профессиональной биографии как предиктор непрерывного профессионального самоопределения и обучения педагога / О.В Крежевских. Перспективы науки и образования, 2020. — С. 430-445. doi: https://doi.org/10.32744/pse.2020.6.33 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.6.33
- Белякова Е.Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования. / Е.Г. Белякова, И.Г. Захарова // Образование и наука. — 2020. — Т. 22, № 1. — С. 84-112. doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-84-112 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-84-112
- Чеснокова О.Б. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы / О.Б. Чеснокова, С.М. Чурбанова, С.В. Молчанов // Культурно-историческая психология. — 2019. — Т. 15, № 4. — С. 109–118. doi: https://doi.org/10.17759/chp.2019150411 DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150411
- Koklu O. A comparative study on motivational factors in choosing teaching profession. / O. Koklu. International Journal of Comparative Education and Development, 2023. — P. 1-22. doi: https://doi.org/10.1108/IJCED-07-2022-0050 DOI: https://doi.org/10.1108/IJCED-07-2022-0050
- Onyefulu C. Teachers’ motivation to choose teaching and remain in the profession: A comparative mixed methods study in Jamaica, Poland and Turkey / C. Onyefulu, J. Madalinska-Michalak, , B. Bavli // Power and Education. — 2022. — Vol. 15, Iss. 1 — P. 37-65. doi: https://doi.org/10.1177/175774382211099 DOI: https://doi.org/10.1177/17577438221109907
- Akpochafo G.O. Factors Influencing Undergraduates Choice of Teaching As a Career (Fit-Choice) in Nigeria / G.O. Akpochafo. International Journal of Education and Practice, 2020. — P. 121-133. doi: https://doi.org/10.18488/journal.61.2020.81.121.133 DOI: https://doi.org/10.18488/journal.61.2020.81.121.133
- Шабденова А.Б. Выбор профессии учителя в казахстане: профориентационные паттерны / А.Б. Шабденова, Е.Ш. Нурымбетов, К.Б. Кожанов // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. — 2022. Т. 81, № 2. — С. 250 doi: https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v81.i2.024А DOI: https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v81.i2.024