ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Опубликован 30.09.2024
ПЕДАГОГИКА Том 77 № 3 (2024)
№3 (2024)
Авторы:
  • РАМАЗАНОВА Д.Ж.
  • МАХАТОВА Г.А.
  • ЗАЙМОГЛЫ О.
PDF

Актуальность проблемы профессионального самоопределения заключается в широком многообразии выбора карьерных путей, в условиях динамичности и непредсказуемости современного рынка труда, повышенной конкуренции, требующая непрерывного профессионального развития, важности личного удовлетворения от работы и престижного заработка. Как правило, в выборе профессий, задействованы внутренние и внешние факторы, которые формируют квалифицированного специалиста, умеющего выполнять поставленные задачи, добиваться эффективного результата в работе и способный адаптироваться к постоянно меняющимся обстоятельствам. Целью исследования является, анализ исследований выявляющих факторы профессионального самоопределения студентов-педагогов. Результаты проведенного анализа показывают, что факторы комплектующие профессиональное самоопределение, зависит от личных предпочтений, влияния образовательной среды, процессы формирования профессиональной самоидентификации у студентов, включая становление карьерных целей, осознание собственных способностей и стратегии по достижению успеха в выбранной области. Таким образом, анализируя существующие в научной литературе данные о профессиональном самоопределении студентов-педагогов, стоит подчеркнуть, достаточно фрагментарный характер представленных данных. Факторы,  влияющие на профессиональное самоопределение, меняются в зависимости от поставленных задач и целей в исследованиях. Но большинство исследований, посвященных этой теме, сходятся в одном: роль внешних и внутренних факторов профессионального самоопределения недостаточно изучена, требуется определенный период времени, и эффективных исследований для достижения значимых результатов в области педагогики и психологии.

РАМАЗАНОВА Д.Ж.

Доктор философии (PhD), доцент кафедры общей педагогики и менеджмента в образовании, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, Актобе, Казахстан

E-mail: rdj_82@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8517-7072

МАХАТОВА Г.А.

магистрант кафедры общей педагогики и менеджмента в образовании, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, Актобе, Казахстан

E-mail: banu.97@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-5548-9902

ЗАЙМОГЛЫ О.

доктор философии (PhD), профессор университета Акдениз, Анталья, Турция

E-mail: omerzaimoglu@hotmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9884-8397

  1. Podliesna H. Pedagogical Support of Socio-Professional Self-Determination of Students / H. Podliesna, D. Bazela, O. Bilash, L. Vyshotravka, L. Khotsianovska, H. Perova // Journal of Curriculum and Teaching. — 2022. — Vol. 1, Iss. 11. — P. 154–162. doi: https://doi.org/10.5430/jct.v11n1p154 DOI: https://doi.org/10.5430/jct.v11n1p154
  2. Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан (IV квартал 2023 г.). — Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. URL:https://stat.gov.kz/ru/industries/labor-and-income/stat-emptunempl/publications/6131/
  3. Кох И.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи / И.А. Кох, В.A. Орлов // Образование и наука. — 2020. — Т. 2, № 22. — С. 141–168. doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-141-168
  4. Тарасов С.В. Роль профориентационной деятельности педагогического вуза в профессиональном самоопределении абитуриентов / С.В. Тарасов, Е.Б. Спасская // Образование и наука. — 2023. — Т. 10, № 25. — С. 45-75. doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-45-75 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-45-75
  5. Мазилов В.А. Исследование педагогических способностей и стратегии формирования педагогической одаренности / В.А. Мазилов. — Ярославский педагогический вестник, 2020. — С. 96-106. doi: https://doi.org/10.20323/1813-145Х-2020-4-115-96-106 DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-4-115-96-106
  6. Alvariñas-Villaverde M. Initial Motivations for Choosing Teaching as a Career / M. Alvariñas-Villaverde, J. Domínguez-Alonso, L. Pumares-Lavandeira and I. Portela-Pino // Front. Psychol. — 2022. — Vol. 13 — P. 1-9. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.842557 DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.842557
  7. Abonyi U.K. Motivations of pre-service teachers in the colleges of education in Ghana for choosing teaching as a career / Abonyi U.K., Awhireng D. & Luguterah A.W. // Cogent Education. — 2021. — Vol. 13, Iss. 1 — P. 1-14. DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2020.1870803
  8. Glutsch N. Pre-service teachers’ motivations for choosing teaching as a career: does subject interest matter? / N.Glutsch, J.König // Journal of Education for Teaching. — 2019. — Vol. 45, Iss. 5. — P. 1-17. doi: https://doi.org/10.1080/02607476.2019.1674560 DOI: https://doi.org/10.1080/02607476.2019.1674560
  9. Крежевских О. В. Проектирование профессиональной биографии как предиктор непрерывного профессионального самоопределения и обучения педагога / О.В Крежевских. Перспективы науки и образования, 2020. — С. 430-445. doi: https://doi.org/10.32744/pse.2020.6.33 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.6.33
  10. Белякова Е.Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования. / Е.Г. Белякова, И.Г. Захарова // Образование и наука. — 2020. — Т. 22, № 1. — С. 84-112. doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-84-112 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-84-112
  11. Чеснокова О.Б. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы / О.Б. Чеснокова, С.М. Чурбанова, С.В. Молчанов // Культурно-историческая психология. — 2019. — Т. 15, № 4. — С. 109–118. doi: https://doi.org/10.17759/chp.2019150411 DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150411
  12. Koklu O. A comparative study on motivational factors in choosing teaching profession. / O. Koklu. International Journal of Comparative Education and Development, 2023. — P. 1-22. doi: https://doi.org/10.1108/IJCED-07-2022-0050 DOI: https://doi.org/10.1108/IJCED-07-2022-0050
  13. Onyefulu C. Teachers’ motivation to choose teaching and remain in the profession: A comparative mixed methods study in Jamaica, Poland and Turkey / C. Onyefulu, J. Madalinska-Michalak, , B. Bavli // Power and Education. — 2022. — Vol. 15, Iss. 1 — P. 37-65. doi: https://doi.org/10.1177/175774382211099 DOI: https://doi.org/10.1177/17577438221109907
  14. Akpochafo G.O. Factors Influencing Undergraduates Choice of Teaching As a Career (Fit-Choice) in Nigeria / G.O. Akpochafo. International Journal of Education and Practice, 2020. — P. 121-133. doi: https://doi.org/10.18488/journal.61.2020.81.121.133 DOI: https://doi.org/10.18488/journal.61.2020.81.121.133
  15. Шабденова А.Б. Выбор профессии учителя в казахстане: профориентационные паттерны / А.Б. Шабденова, Е.Ш. Нурымбетов, К.Б. Кожанов // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. — 2022. Т. 81, № 2. — С. 250 doi: https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v81.i2.024А DOI: https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v81.i2.024
выбор профессии, выбор специальности, педагогическая деятельность, профессиональное самоопределение, профориентация студентов, самоидентификация

Как цитировать

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ. (2024). Научный журнал "Вестник Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова", 77(3), 63-69. https://doi.org/10.70239/arsu.2024.t77.n3.08