ТИПОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ ЧТЕНИЯ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ.  ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА Ф.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» В ШКОЛАХ И ВУЗЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.

Опубликован 30.09.2024
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Том 77 № 3 (2024)
№3 (2024)
Авторы:
  • БАЙТУРИНА У.К.
PDF

Научная статья посвящена изучению типологии процессов чтения в вузе и школе, а также компонентам грамотности чтения, включая ситуацию, текст и читательские навыки. В работе анализируется мотивация учащихся к изучению русской литературы и использование интерактивных методов обучения, которые рассматриваются в контексте интуитивной грамотности, и представляется интересной для формулирования коммуникативных задач при изучении романа и разработки заданий, направленных на достижение грамотности чтения. Особое внимание уделяется изучению романа Ф. Достоевского, что направлено на формирование представлений об аксиологии личности и преступления, а также на расширение знаний о методе писателя и его роли в развитии русского реализма. Воспитание как источник двух преступлений Раскольникова представляет собой новую и интересную тему, рассматриваемую в свете разработанного подхода к произведению, который фокусируется на «русской идее права и преступления». Автор исследует, как эти аспекты способствуют более глубокому пониманию литературного текста и его значимости в образовательном процессе. В статье подчеркивается важность комплексного подхода к обучению чтению, который включает развитие критического мышления и анализ литературных произведений.

БАЙТУРИНА У.К.

магистр, доцент кафедры иностранных языков Евразийского гуманитарного института им. А.К. Кусаинова, Астана, Казахстан

E-mail: u.baiturina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3630-4906

  1. Типовая учебная программа по предмету «Русская литература» для 10-11 классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию. Приложение 100 к приказу министра образования и науки РК от 27 июля 2017 г. // https://mektep7.edu.kz/ru/obnovlenie/item/642 [Астана, 2017]. URL: http: // www.https://uba.edu.kz/ru (дата обращения: 05.02.2024).
  2. Адскова Т.П. Обучение функциональному чтению в практике преподавания профессионального русского языка. Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. Серия филологическая. 2019. №1 (179). С. 208.
  3. Антуфьева Е.В. Теория интуитивной грамотности как методологическая база обучения русскому языку в школе. //Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2017. 1 (15). С. 21.
  4. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: изд-во «Республика, 1995. – 624 с.
  5. Шеллер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, Университетская книга, 1999. ─ 231 с.
  6. Днепровская И.В. Метафизика преступления в философии Ф.М. Достоевского: личность в поиске подлинности бытия //Соловьёвские исследования. 2011. №3(31). С.46-60.
  7. Философия и методология науки (понятия, категории, проблемы, школы, направления). Терминологический словарь-справочник. Directmedia, 2017. – 276 с.
  8. Фокин П.Е. Достоевский. Перепрочтение. СПб.: Амфора, 2022. – 287 с.
  9. Тоичкина А. Malbrough s’en va-t-en guerre «Мальбрук собрался в поход» (Тема воскресения в преступлении и наказании // Достоевский: Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2005. – Т. 17. – 416 с. URL:https://www.elibrary.ru/contents.asp? id=34966292 (дата обращения: 05.02.2024).
  10. Касаткина Т. Категория пространства в воспитании личности трагической мироориентации (Раскольников) // Достоевский: Материалы и исследования СПб. Наука, 2005. – Т. 7. – 426 с. URL:https://www.elibrary.ru/contents.asp? id=34966292 (дата обращения: 05.02.2024).
функциональная грамотность, компоненты чтения, критическое мышление, русская литература в школе и вузе, мотивация, контекст

Как цитировать

ТИПОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ ЧТЕНИЯ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ.  ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА Ф.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» В ШКОЛАХ И ВУЗЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. (2024). Научный журнал "Вестник Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова", 77(3), 86-92. https://doi.org/10.70239/arsu.2024.t77.n3.11