Статья посвящена проблеме интеллектуального развития учащихся младших классов в
процессе изучения английского языка. Авторы анализируют влияния объективной и субъективной
составляющей ресурса английского языка на интеллектуальное развитие млаших школьников, В ходе работы
авторами изучены работы ведущих педагогов и психологов о роли мыслительной деятельности, основанной на
языковых структурах, сделана попытка оценки воздействия интеграции английского языка в образовательный
процесс начального звена в условиях Казахстана.
Проблема интеллектуального развития ребенка в учебной деятельности всегда существовала в разные
периоды становления общества, и практическая реализация этой задачи в школе никогда не прекращалась.
В статье, авторы опираясь на исследования ученых-психологов, подчеркивающих, что развитие
интеллекта – это качественные трансформации в организме и психике человека, рассматривают важность
профессиональной готовности учителя английского языка для успешного интеллектуального развития младших
школьников. Также они отмечают, что интеллектуальное развитие школьников начального звена в процессе
обучения английскому языку обеспечивается учетом индивидуальных особенностей и творческого потенциала
детей, ростом их познавательных мотивов.
Надо отметить, что многоязычие является одной из стратегий государственной образовательной
политики Казахстана. В этой связи использование учителем различных интерактивных методов обучения на
уроках стимулируют младших школьников на изучение английского языка, повышает их мотивацию к
овладению иностранным языком. Педагоги стремятся интегрировать различные методы обучения и новейшие
образовательные технологии для максимизации интеллектуального развития детей. В этом плане авторы
статьи указывают, что интеллектуальный тренинг, используемый на уроках английского языка, предоставляет
учащимся начальных классов возможность развиваться, оценивать свой прогресс, и воспринимать уроки как
средство не только учебы, но и личностного и интеллектуального роста.
Н.А. КАРГАПОЛЬЦЕВА
Биография автора
- Гальскова Н.Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004. – 247 с.
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2008. – 178 с.
- Болдырева О. Н. Методика преподавания английского языка в начальной школе / О. Н. Болдырев. – М.: Академия, 2010. – 215 с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта /Ж.Пиаже.- Санкт-Петербург: Питер, 2003. –314 с.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М: Смысл, 2004. — 512 с.
- Рубинштейн С. Основы общей психологии / С. Рубинштейн. - М: АСТ, 2019. – 295 с.
- Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. – 301 с.
- Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. – М.: Высшая школа, 2012. – 400 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е. Н. Кабанова-Меллер. – М.: Просвещение, 1968. – 288 с.
- Фридман Л.М. Психология детей и подростков / Л. М. Фридман. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 347 с.
- Занков Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. - М.: Новая школа, 1996. – 235 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2011. – 376 с.
- Туркменбаев А. Б., Абдыкеримова Э.А. Пробемалық оқыту технологиясын физика сабағында қолдану / А. Б. Туркменбаев, Э. А. Абдыкеримова // https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-problemnogo-obucheniya-na-urokah-fiziki.
- Барсай Б. Т. Бастауыш сынып мұғалімінің дидактикалық құзыреттілігінің негіздері / Б. Т. Барсай // Бастауыш мектеп, 2011. - №12.- Б. 3-5.
- Егизбаева А. С. Методика повышения интеллектуальных способностей учащихся в процессе обучения математике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А. Егизбаева. Алматы. – 2000. – 141 с.
- Смирнов А. А. Развитие логической памяти у детей / А. А. Смирнов. М.: Педагогика, 1976. - 256 с.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения: монография / В. В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 544 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9298
- Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. - 1957. - 416 с.