КОМПЛАЕНС-СЛУЖБЫ В СУБЬЕКТАХ КВАЗИГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Опубликован 28.06.2024
ЭКОНОМИКА И ПРАВО Том 76 № 2 (2024)
№2 (2024)
Авторы:
  • Ж.Ж. ДАВЛЕТБАЕВА
  • Н.Н. КАЛАУОВ
PDF (Казахский)

Институт Комплаенс зарекомендовал себя на международном уровне как эффективный инструмент в борьбе с коррупционными рисками. В статье определено значение антикоррупционной компаленс-службы в профилактике коррупционных рисков в субъектах квазигосударственного сектора. Проанализированы актуальные вопросы комплаенс-службы в практике Казахстана. Текущее состояние и проблемные вопросы Комплаенс-службы изучены экспертами. Особое внимание уделяется независимой деятельности комплаенс-службы в организациях с прямой подчиненностью. В целях определения текущей ситуации проведен онлайн-опрос специалистов комплаенс-службы в субъектах квазигосударственного сектора. Результаты опроса показали зависимость комплаенс-службы от руководителя организации, низкий кадровый потенциал и низкую организацию бизнес-процессов. Проанализированы преимущества, слабые стороны, возможности и риски комплаенс-службы в России и Казахстане. Со стороны исследователей показана эффективность подхода аутсорсинга в повышении эффективности комплаенс-деятельности. Предлагается внести изменения и дополнения в Типовое Положение о антикоррупционной комплаенс-службе в субъектах квазигосударственного сектора по передаче части функций и процессов комплаенс-службы на аутсорсинг. Сделан вывод о том, что предлагаемое решение по повышению эффективности Комплаенс-службы дает положительный результат в профилактике и снижении коррупционных рисков.

Ж.Ж. ДАВЛЕТБАЕВА

Магистрант, Национальная школа государственной политики Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, г.Астана, Казахстан.
Е-mail: zhuldyz.davletbayeva@apa.kz, https://orcid.org/0000-0002-2271-1570;

Н.Н. КАЛАУОВ

кандидат социальных наук, профессор, Национальная школа государственной политики Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, г.Астана, Казахстан.
Е-mail: kalayov1976@mail.ru, https://orcid.org/0009-0002-0583-4517;

  1. Әлем бойынша Құқық үстемдігі индексі https://worldjusticeproject.org/ Жүгінген күні:14.04.2024.
  2. Transparency International сыбайлас жемқорлықты түйсіну индесі 2023 жыл. https://transparency.kz/ru/. Жүгінген күні: 22.04.2024.
  3. Қазақстан Республикасындағы квазимемлекеттік секторды реформалау жөніндегі талдамалық баяндаманы және оны іске асыру жөніндегі іс-шаралар жоспарын бекіту туралы. Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2022 жылғы 6 қыркүйектегі №654 қаулысы. (2-бөлім, 2.2 пункт, 3-бөлім, 3.2 пункт) https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P2200000654. Жүгінген күні: 22.04.2024
  4. «Kazakstan Bar Association» заң консультанттары Палатасы мен «Құқықтық саясатты зерттеу орталығы» ҚБ-нің квазимемлекеттік сектордағы комплаенс-қызметтер жұмысына жүргізілген монитиоринг есебі. Алматы, 2022 жыл. 5, 9-11, 27-28 беттер.
  5. Информационное сообщение о сущности комплаенс. http://www. wikipedia. ru/ Жүгінген күні: 30.04.2024.
  6. Джеффри М. Каплан. Kaplan & Walker «Сәйкестік және этика талаптарын сақтауға байланысты тәуекелдерді бағалау:Тұжырымдамалар, әдістер және жаңа бағыттар». LLP Принстон, Нью-Джерси, 2019. 7-11,45 беттер, www.kaplanwalker.com. Жүгінген күні: 19.04.2024.
  7. ISO 37001:2016 «Парақорлықпен күрес менеджмент жүйесі» халықаралық стандарты. www.iso.org/directives). 5.3.2 пункттер, 18 бет. Жүгінген күні: 30.04.2024.
  8. Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл туралы Қазақстан Республикасының Заңы 2015 жылғы 18 қарашадағы № 410-V ҚРЗ. 1 тарау, 1 бап. «Әділет» АҚЖ (zan.kz). Жүгінген күні: 10.04.2024.
  9. Квазимемлекеттік сектор субъектілеріндегі сыбайлас жемқорлыққа қарсы комплаенс қызмет туралы үлгілік ережені бекіту туралы "Әділет" АҚЖ (zan.kz). Жүгінген күні: 27.04.2024.
  10. Прасолов В.И, Чешунас А.К «Аутсорсинг комплаенс процедур как способ оптимизации расходов на комплаенс-функцию». Russian Economic Bulletin .Российский экономический вестник 2020, Том 3, №2 (20-23 с). Жүгінген күні: 18.02.2024.
Квазигосударственный сектор, антикоррупционная комплаенс-служба, коррупционные риски, мониторинг, онлайн-опрос, аутсорсинг, типовые положения.

Как цитировать

КОМПЛАЕНС-СЛУЖБЫ В СУБЬЕКТАХ КВАЗИГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. (2024). Научный журнал "Вестник Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова", 76(2), 67-75. https://doi.org/10.70239/arsu.2024.t76.n2.09