В статье рассматривается роль и возможности системного подхода в развитии информационной компетентности студентов. Сегодня информационная компетентность становится одним из основных навыков в эпоху цифровых технологий. Способность эффективно находить, анализировать и оценивать информацию необходима для адаптации к современному обществу. Это включает в себя не только технические навыки, но и способность искать информацию в надежных источниках, критически мыслить и использовать информацию с этической точки зрения. В этой связи развитие информационной компетентности студентов становится важной задачей образовательных учреждений. Очевидно, что студенты, обладающие высоким уровнем информационной компетентности, также будут успешными в учебе и будущей профессиональной деятельности. Следовательно, процесс развития информационной компетентности учащихся должен осуществляться систематически и включать в себя различные образовательные методы и приемы.
В соответствии с темой исследования в статье представлен обзор научных исследований отечественных и зарубежных ученых. На его основе автор анализирует эффективность системного подхода в контексте развития информационных навыков и критического мышления обучающихся. В современном образовательном контексте подчеркивается важность интегрированного и системного подхода к обучению, способствующего всестороннему развитию информационных компетенций студентов. Результаты исследования дают возможности и рекомендации, рассматривая развитие информационной компетентности студентов как комплексно организованную единую систему.
Н.А.ЫРЫМБАЕВА
Кафедра педагогика, Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, докторант
nurgul.a@internet.ru
https://orcid.org/0000-0003-1862-0462
М.Т. МЫРЗАПЕИСОВА
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана
https://orcid.org/0009-0000-3614-3212
- Sarybekov M.N., Sydyknazarov M.K. (2015). Slovar' nauki. Obshhenauchnye terminy i opredelenija, naukovedcheskie ponjatija i kategorii. Uchebnoe posobie [Dictionary of Science. General scientific terms and definitions, scientific concepts and categories. Study guide]. Almaty: Trium «T» [in Russian].
- Kazakstan Respublikasy Gylym zhane zhogary bіlіm ministrіnіn 2022 zhylgy 20 shildedegi № 2 bujrygymen «Zhogary zhane zhogary oru ornynan kejіngі bіlіm berudіn memlekettіk zhalpyga mіndettі standarty» [By order of the minister of Science and higher education of the Republic of Kazakhstan dated July 20, 2022 No. 2 "state mandatory standard of Higher and postgraduate education"]. Electronic resource: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/V2200028916 25.02.2023 [in Kazakh].
- Morkovina Je.F. (2005). Razvitie informacionnoj kompetentnosti studenta v obrazovatel'nom processe: diss.kand.ped.nauk [Development of the student's information competence in the educational process: Dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences]. Orenburg [in Russian].
- Mukasheva A.A. (2009). Formirovanie komp'juterno-informacionnoj kompetentnosti studentov vuza v processe professional'noj podgotovki: avtoref. diss.kand.ped.nauk [Formation of computer and information competence of university students in the process of professional training: abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences]. Cheljab. gos. un-t – Cheljabinsk [in Russian].
- Novaja filosofskaja jenciklopedija: v 4 t. (In-t filosofii Rossijskoj akad. Nauk) (2010). [The New Philosophical Encyclopedia: in 4 volumes]. 2-e izd., M.: Mysl'7 [in Russian].
- Judin Je.G. (1978). Sistemnyj podhod i princip dejatel'nosti [A systematic approach and the principle of operation]. M.: Nauka [in Russian].
- Vinograj Je.G. (2014). Sistemno-dialekticheskij podhod: teorija i metodologija: monografija [System-dialectical approach: theory and methodology: monograph]. Kemerovo [in Russian].
- Kuznecova A.G. (2000). Razvitie sistemnogo podhoda v otechestvennoj pedagogike konca 60-h - 80-h godov XX veka: avtoref. diss.dokt.ped.nauk [The development of a systematic approach in Russian pedagogy in the late 60s - 80s of the XX century: abstract of the dissertation of the Doctor of Pedagogical Sciences]. Habarovsk [in Russian].
- Techieva V.Z. (2001). Sistemnyj podhod k organizacii i osushhestvleniju uchebnogo processa: sushhnost', soderzhanie, osobennosti strukturirovanija: avtoref. diss.kand.ped.nauk [A systematic approach to the organization and implementation of the educational process: the essence, content, and features of structuring: abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences]. Vladikavkaz [in Russian].
- Taubaeva Sh.T. (2013). Pedagogika adіsnamasy. Oku kuraly [Methodology of pedagogy. Training manual]. Almaty: Karasaj [in Kazakh].
- Taubaeva Sh.T. (2020). Pedagogikalyk zertteulerdіn adіsnamasy men adіsterі: okulyk [Methodology and methods of pedagogical research: textbook]. Ster. bas. – Almaty: Kazak universitetі [in Kazakh].
- Galiev T.T., Esekeshova M.D., Isakova G.O. (2019). Zhogary oku orny bіlіm alushylarynyn kasіbi kuzyrettіlіgіn kalyptastyru: oku kuraly [Formation of professional competence of students of higher educational institutions]. Nur-Sultan [in Kazakh].
- Isaeva G.O. (2021). Zhogary oku orny bіlіm alushylarynyn kasіbi kuzyrettіlіgіn zhujelіlіk tugyr negіzіnde kalyptastyru: Filosofija doktory (PhD) darezhesіn alu ushіn dajyndalgan dissertacija [Formation of professional competencies of university students on the basis of a systematic basis: a dissertation for the degree of Doctor of Philosophy (PhD)]. Nur-Sultan [in Kazakh].