СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО ХИМИИ

Опубликован 23.08.2024
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Том 75 № 1 (2024)
№1 (2024)
Авторы:
  • Б.С. ИМАНГАЛИЕВА
  • Т.Е. АСКАР
  • С.Н. ЕРМУХАНБЕТОВА
PDF (Казахский)

Ежедневное изменение и обновление времени оказывает огромное влияние на систему мышления, психику и поведение человека. В результате этого в образовательную систему внесены изменения и обновления, ориентированные на работу с
обучающимся, различные методы обучения, умение обучающегося в дальнейшем применять полученные знания.Одним из них является развитие функциональной грамотности во время обучения учащихся.
В статье изложены методы повышения функциональной грамотности учащихся по химии. Показаны виды методов которые могут быть использованы каждой части урока, а также примеры поиска учащимися новой информации, примеры работы с текстом. Показана информация о способе применения лабораторной работы при поиске новой темы урока. На
основе повышения функциональной грамотности по химии приведены примеры нескольких задач, также были определены основные типы задач.
Видно, что задачи можно упростить с помощью мультимедийных средств. С целью выяснить эффективность этих методов было проведено специальное исследование процесса обучения четырех классов. Во время эксперимента были внесены изменения в принципы преподавания двух классов, которые были ориентированы на развитие и образование ребенка. С целью определения изменений в уровне знаний междисциплинарных взаимосвязи была составлена статистика и сопоставлена с предыдущей четвертью. Для того, чтобы узнать, изменился ли психологический климат, был проведен специальный опрос и проанализированы результаты. 

Б.С. ИМАНГАЛИЕВА

Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, кандитат педагогических наук, ассоциированный профессор 

nur_b_70@mail.ru  https://orcid.org/0000-0002-3121-3135

Т.Е. АСКАР

Магистрант, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова

askartolganay01@mail.ru  https://orcid.org/0009-0005-6318-6644

С.Н. ЕРМУХАНБЕТОВА

Магистрант, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова

125aktobe@gmail.com  https://orcid.org/0000-0002-9670-8710

  1. Торсықбаева Б.Б. Оқушылардың функционалдық сауаттылығын дамыту және даму деңгейін критериалды бағалау жүйесі арқылы өлшеуіш-тапсырмалар жинағы [Текст]: педагог кадрларға арналған дидактикалық оқыту құралдары / Торсықбаева Б.Б. - Астана: НЦПК Өрлеу, 2004. -250 б.
  2. Байғұлова, А. Д. Қазақстандық оқушылардың оқу сауаттылығын қалыптастыру (PISA және PIRLS зерттеулері мысалында)/Байғұлова А.Д.//12 жылдық білім беру=12-летнее образование.-2015.- № 3.-Б.21-26.
  3. Egorov V.V.,2021 - General chemistry: St. Petersburg: Lan, 2021.-192s.
  4. Goncharov E.G., and others.,2017 - A short course in theoretical inorganic chemistry. St. Petersburg; 2017.-464p.
  5. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Н. Суртаева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 250 с.
  6. Ахметов, М. А. Стратегии успешного изучения химии в школе / М. А. Ахметов. – М. : Дрофа, 2014. – 95 с.
  7. Akhmetov N.S.,2021 - General and inorganic chemistry. - M.: Krasnodar, 2021.-744p.
  8. Оқушылардың функционалдық сауаттылығын қалыптастырудың тиімді әдістері: әдістемелік құрал/Н.А.Даулетова – Атырау: «Өрлеу БАҰО» АҚ филилалы Атырау облысы бойынша педагогикалық қызметкерлердің біліктілігін арттыру институты, 2019.-80 б.
  9. Project-Based Learning In The Secondary Chemistry Classroom By Elizabeth L. Crane 2015.
  10. Problem Based Practical Activities. Alcohol detective Developed by Dr Catherine Smith, RSC School Teacher Fellow at the University of Leicester 2012.
  11. Мектеп оқушыларының функционалдық сауаттылығын қалыптастыру әдістемесі. Әдістемелік құрал. Астана: Ы. Алтынсарин атындағы Ұлттық білім академиясы, 2013. – 41 б.
  12. Glinka N.L. General chemistry: manual for graduate students. [Text]: Volume 3/N.L.Glinka,-27 edition. Almaty:TechSmith,2018.-248p.
  13. Нұрахметов Н.Н. Нәтижелі білім беру үшін функционалдық сауаттылықтар жүйесін қалыптастыру мәселесі. Өскемен, 2018 ж.
  14. Куксо Е.Н. Десять эффективных способов улучшения качества преподавания в школе. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016.-192с.-(Библиотека журнала «Директор школы».) ISBN 978-5-88753-171-7 ISBN 978-5-4441-0219-0
  15. Мұғалімге арналған нұсқаулық. «Назарбаев Зияткерлік мектептері» ДББҰ Педагогикалық шеберлік орталығы, 2019 ж.
  16. Култуманова А.Ж. Международное исследование РISA: функциональная грамотность школьников //«Оқу әдебиеттерін әзірлеу, сараптама, aпробация, мониторинг жүргізу және басын шығару жүйесін ғылыми-әдістемелік қамтамасыз етуді жаңғырту» aтты Халықаралық ғылыми-практикалық конференцияның материалдары. – Aстана, 2013.
  17. Имангалиева Б.С., Сыдықова Г.Д.Факультативті курс – функционалды сауаттылық негізі. Абай атындағы ҚазҰПУ-ң Хабаршысы «Педагогика ғылымдары» сериясы, №1(77), 2023ж.;207-б., https://bulletinpedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1832/736.
  18. Таубаева Ш.Т., Мақсұтова И.О. Дидактикадағы инновация: Оқу құралы/ Ш.Т. Таубаева, И.О. Мақсұтова–Алматы,2020–368 б.
функциональная грамотность, методы преподавания, химический эксперимент, дидактические задания

Как цитировать

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО ХИМИИ. (2024). Научный журнал "Вестник Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова", 75(1). https://doi.org/10.70239/

Скачать ссылку