ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА: ПОВЫШЕНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ

Опубликован 30.09.2025
ИСТОРИЯ Том 81 № 3 (2025)
Том 81 №3 (2025)
Авторы:
  • БЕГИМБАЕВА Ж.С.
  • САИТГАЛИЕВА А.Р.
PDF (Английский)

Данная статья посвящена исследованию повышения вовлеченности и успеваемости среди учащихся 6-7 классов, с помощью применения методов искусственного интеллекта  на уроках истории Казахстана. В условиях цифровой трансформации системы образования особую актуальность приобретает внедрение новых технологических решений, направленных на повышение качества обучения, персонализацию учебного процесса и рост мотивации обучающихся. Авторы рассматривают искусственный интеллект не только как инновационный инструмент, но и как полноценный образовательный ресурс, способный усилить познавательную активность и развивать критическое мышление у школьников. Целью исследования стало определение влияния инструментов искусственного интеллекта на учебную вовлечённость, интерес к предмету и академические достижения. Методологической основой послужил формирующий педагогический эксперимент, включавший контрольную и экспериментальную группы. Для сбора и анализа данных применялись методы педагогического наблюдения, а также анализ результатов суммативного оценивания за раздел и четверть, что обеспечило надёжность и полноту эмпирического материала. Результаты показали положительную динамику в отношении учебной мотивации, самостоятельности и осознанности учащихся в экспериментальном классе. Несмотря на некоторое снижение доли высоких оценок, была отмечена общая тенденция к росту учебных показателей и положительное отношение к инновациям. В статье подчёркивается практическая значимость интеграции искусственного интеллекта  в школьное образование, с учётом возрастных и когнитивных особенностей подростков, что открывает новые перспективы для развития методики преподавания истории.

БЕГИМБАЕВА Ж.С.

Кандидат исторических наук, ассоциированный профессор, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г. Актобе, Казахстан

E-mail: zhibekbegimbayeva@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9827-379X

САИТГАЛИЕВА А.Р.

Магистрант 2 курса, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г. Актобе, Казахстан

E-mail: saitgaliev_a@mail.ru, https://orcid.org/0009-0002-0485-9923

  1. Poslanie Glavy gosudarstva Kasym-Zhomarta Tokaeva narodu Kazakhstana ot 1 sentyabrya 2023 g. «Ekonomicheskiy kurs spravedlivogo Kazakhstana». «The Economic Course of a Just Kazakhstan» Elektronnyy resurs: Rezhim dostupa: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37321590. Data obrashcheniya 08.02.2025.
  2. Poslanie Glavy gosudarstva Kasym-Zhomarta Tokaeva narodu Kazakhstana ot 2 sentyabrya 2024 g. «Spravedlivyy Kazakhstan: zakon i poryadok, ekonomicheskiy rost, obshchestvennyy optimizm». Elektronnyy resurs: Rezhim dostupa: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K24002024_1. Data obrashcheniya 04.04.2025.
  3. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazakhstan ot 28 marta 2023 goda № 269. Ob utverzhdenii Kontseptsii tsifrovoy transformatsii, razvitiya otrasli informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy i kiberbezopasnosti na 2023–2029 gody. Elektronnyy resurs: Rezhim dostupa: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000269. Data obrashcheniya 04.04.2025.
  4. Holmes W., Byalik M., Fadel Ch. Iskusstvennyy intellekt v obrazovanii: Perspektivy i problemy dlya prepodavaniya i obucheniya / Ueyn Kholms, Maya Belik, Charl'z Feydel. – Per. s angl. – M.:Al'pina PRO, 2022. – 304 s.
  5. Pressey, S.L. (1950). «Development and appraisal of devices providing immediate automatic scoring of objective tests and concomitant self-instruction.» Journal of Psychology 30: 417–447
  6. Skinner, B.F. (1958). «Teacher machines.» Science 128 (3330): 969–77
  7. Grebenyuk E.V., Danielyan D.G., Danielyan S.S., Kramarov S.O. Iskusstvennyy intellekt v obrazovanii: vozmozhnosti, metody i rekomendatsii dlya pedagogov: uchebno-prakticheskoe posobie / Pod red. S.O. Kramarova. – Moskva: RIOR: INFRA-M, 2025. – 99 s.
  8. Elektronnyy resurs: Rezhim dostupa. Respublikanskiy informatsionno-analiticheskiy zhurnal «Sovremennoe obrazovanie», stat'ya A. Petrukhin, Iskusstvennyy intellekt: Pozitivnye vozmozhnosti i potentsial'nye riski, https://www.bilim.expert/post/искусственный-интеллект-позитивные-возможности-и-потенциальные-риски-интервью-саясат-нурбек, 05.04.2025
  9. Platov A.V., Gavrilina Yu.I., Iskusstvennyy intellekt v obrazovanii: evolyutsiya i bar'yery. // Nauchnyy rezultat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. T.10, № 1, 2024, s. 26–43
  10. Taktarova A.V., Sovremennye tendentsii razvitiya iskusstvennogo intellekta v obrazovanii i modeliruyushchie ego intellektual'nye sistemy // Kontsept. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal, 2024, №6, s. 317–327
  11. Mikhailova N.A. Potentsial iskusstvennogo intellekta v kontekste modernizatsii vysshego obrazovaniya i razvitiya kultury Kazakhstana, Kazakhskiy natsional'nyy pedagogicheskiy universitet imeni Abaya, Almaty
  12. Elektronnyy resurs: Rezhim dostupa. Digital-tekhnologii v shkolakh i vuzakh Kazakhstana: shest' yarkikh primerov ispol'zovaniya. https://informburo.kz/stati/digital-texnologii-v-skolax-i-vuzax-kazaxstana-sest-yarkix-primerov-ispolzovaniya, 22.04.2025
  13. Agzamov S.R. Iskusstvennyy intellekt v obrazovanii: osnovnye napravleniya i perspektivy razvitiya // Innovatsii v obrazovanii. — 2021. — № 4. — s. 15–23.
  14. Yermekov A.K., Zhaparova G.N. Ispol'zovanie tekhnologiy iskusstvennogo intellekta v obrazovatel'noy srede Kazakhstana // Nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Tsifrovaya transformatsiya v obrazovanii». — Almaty: KazNPU, 2021. — s. 212–218.
  15. Tumanov I.V. Eticheskie aspekty primeneniya iskusstvennogo intellekta v obrazovatel'nykh sistemakh // Voprosy sovremennoy pedagogiki. — 2021. — № 6. — s. 78–85.
искусственный интеллект, методы искусственного интеллекта, вовлечённость учащихся, успеваемость учащихся, применение методов искусственного интеллекта, история Казахстана, 6–7 классы, школьное образование

Как цитировать

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА: ПОВЫШЕНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ. (2025). Научный журнал "Вестник Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова", 81(3), 243-250. https://doi.org/10.70239/