В данной статье акцентировано внимание на антропонимах, в основе мотивации которых лежат тотемистические и религиозные воззрения, употреблявшиеся на протяжении длительного времени (в особенности, в древнетюркский период). Многие древние тюрко-казахские личные имена зарождались на основе язычества. Данные имена были связаны в основном с религиозными верованиями, а также с тотемом и табу и отчасти отражают культурные традиции народа.
Так, в казахском имянаречении до сих пор существует табу на наречение младенцев не только именами родителей, но и вообще именами родственников по мужской, отцовской линии, что является отголоском патриархата, проявляющегося и в соблюдении законов экзогамного брака. Как и в традициях других народов, этот запрет связан, по-видимому, с представлением о том, что повторение имени наносит ущерб его прежнему носителю
Формирование традиционной культуры казахов происходило на фоне перехода от дорелигиозного к религиозному сознанию. Нормы традиционной казахской этической культуры сконцентрированы в большом количестве устных запретов, табу, обычаях, ритуалах, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, и которые отражены в паремиях и устойчивых сочетаниях.
В казахском языческом именослове тотемизм являлся одной из основных форм воззрений, которая служила базой для дальнейшего развития антропонимической системы казахов.
ТОТЕМИСТИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ АНТРОПОНИМИКЕ
антропонимика, религиозные воззрения, языческие представления, тотем, имянаречение, казахи, смысловая нагрузка, этноантропонимы
ТОТЕМИСТИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ АНТРОПОНИМИКЕ. (2024). Научный журнал "Вестник Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова", 74(4). https://vestnik.arsu.kz/index.php/hab/article/view/103