ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Опубликован 30.09.2025
ФИЗИКА-МАТЕМАТИКА Том 81 № 3 (2025)
Том 81 №3 (2025)
Авторы:
  • ДАМЕКОВА С.К.
  • КОЙШЫБАЙ Б.Е.
PDF (Казахский)

Внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ) в систему образования становится новым стратегическим направлением современной педагогики. В статье проводится сравнительный анализ международных моделей и отечественного опыта интеграции ИИ в содержание общего среднего образования. На основе инициатив AI4K12, ЮНЕСКО и ОЭСР систематизированы структурно-методические модели преподавания ИИ, рассмотрены их содержательные домены с позиций триады теория–практика–этика. Также анализируется содержание трёх учебников для 11 класса, изданных в Казахстане («Арман-ПВ», «Атамұра», «Алматыкітап»), по структурным и методическим критериям, выделяются их преимущества и недостатки. Основное внимание уделяется таким аспектам, как спиральная модель построения содержания, практико-ориентированность, межпредметная интеграция, использование цифровых платформ и внедрение этики ИИ. Обоснована необходимость развития не только алгоритмического мышления, но и социальной ответственности, критического осмысления. Авторы предлагают концептуальную модель, обеспечивающую баланс между теоретической подготовкой, практическими навыками и ценностными ориентирами, что особенно важно при адаптации ИИ в национальный образовательный контекст. Сделанные выводы сопровождаются практическими рекомендациями по системному проектированию содержания ИИ в средней школе.

ДАМЕКОВА С.К.

Кандидат педагогических наук, доцент, Международный университет Астаны, г. Астана, Казахстан.

E-mail: saule.damekova2020@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8544-3019

КОЙШЫБАЙ Б.Е.

Магистрант, Международный университет Астаны, г. Астана, Казахстан.

E-mail: beknurkoishybai76@gmail.com, https://orcid.org/0009-0007-2097-2594

  1. Қазақстан Республикасы Үкіметі. Жасанды интеллектті дамытудың 2024–2029 жылдарға арналған тұжырымдамасын бекіту туралы. – Астана: ҚР Үкіметі, 2024. – 24 шілде, № 592. – Қол жеткізу режимі: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P2400000592
  2. AI4K12 Initiative. Big Ideas for AI Education – Access mode: https://ai4k12.org
  3. Ы. Алтынсарин атындағы Ұлттық білім академиясы. Орта білім беру жүйесінде жасанды интеллектті қолдану бойынша әдістемелік ұсынымдар. – Астана: Ұлттық білім академиясы, 2024. – 290 б.
  4. Асамбаев А. Ж. Жасанды интеллект негіздері: оқулық. – Алматы: Дәуір, 2011. – 136 б.
  5. Inspirit AI. AI Scholars Live Online Program – Access mode: https://www.inspiritai.com
  6. Kaggle. Data Science and Machine Learning Competitions [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kaggle.com.
  7. Салғараева Г. И., Базаева Ж. Б., Маханова А. С. Информатика: жалпы білім беретін мектептің жаратылыстану-математика бағыты бойынша 11-сынып оқушыларына арналған оқулық. – Нұр-Сұлтан: Арман-ПВ, 2020. – 52 б.
  8. Исабаева Д. Н., Абдулкаримова Д. А., Рахимжанова Л. Б., Әубекова М. А. Информатика: жалпы білім беретін мектептің жаратылыстану-математика бағыты бойынша 11-сынып оқушыларына арналған оқулық. – Алматы: Атамұра, 2020. – 16 б.
  9. Архипова В. Г., Амдамова Р. Г., Беристемова Н. К., Кадыракунов К. Б. Информатика: жалпы білім беретін мектептің жаратылыстану-математика бағыты бойынша 11-сынып оқушыларына арналған оқулық. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2023. – 67 б.
  10. Serik M., Sadvakassova A., Duisegaliyeva N., Samashova G., Kultan J. Project-based learning for machine learning in computer vision courses: case study of Kazakhstan and Slovakia // International Journal of Innovative Research and Scientific Studies. – 2025. – Т. 8, № 2. – Б. 1183–1196. – DOI: 10.53894/ijirss.v8i2.5422.
искусственный интеллект, содержание образования, образовательная модель, сравнительный анализ, спиральный принцип, алгоритмическое мышление, этические аспекты

Как цитировать

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ. (2025). Научный журнал "Вестник Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова", 81(3), 18-32. https://doi.org/10.70239/