В статье на основе анализа традиционной культуры, выявлены особенности поминальных и традиционных обрядов, отражающие семантику культовой трапезы казахов, что соответствует их религиозно-нравственному мировоззрению и духовно-практическому освоению окружающего мира. Признание закона – норм, принципов, идеалов, которые выступают как собственно моральные критерии, означает, что экономические, политические, идеологические и другие конкретные задачи не только не предопределяют решения каждой отдельной нравственной проблемы, а напротив, способы и методы осуществления этих задач оцениваются моралью, с точки зрения критериев добра, справедливости, гуманности, честности. В рамках культурфилософского подхода сложившаяся система реальных и символических родственных связей определяет механизм адаптации человека к социальной среде, где традиция воспринимается как непосредственная коммуникация с предками, которых нет среди живых. Эта система в первую очередь, отражает древнее религиозное мировоззрение, основанное на вере покровительства добрых духов. Предки в нашей исторической памяти всегда ассоциируются с добрыми духами. Исторический опыт наших предков раскрывает символические функции системы питания в традиционной казахской культуре, позволяет говорить не только о ритуальной, сакральной и этномаркирующих ее функциях, но и о функциях сближения людей, регулирующие отношения людей и способствующие формированию духовно–нравственных качеств.
КАИРОВА Б.Е.
Доктор философских наук, профессор, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан.
E-mail: kairovabakit8@gmail.com, https://orcid.org/0009-0008-4797-6330
- Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов. Алматы, 1998. – 184 с.
- Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов. Алматы, 1998. – 79 с.
- Каирова Б. Е. Этнокультура казахов. Учебное пособие. Актобе. 2007. – 176 с.
- Каирова Б. Е. Ценности казахской культуры. Монография. Алматы, 2007. – 277 с.
- Каирова Б. Е. Мәдениет аксиологиясы. Монография. Қарағанды: «Медет Group». 2023. – 132 б.