В статье рассматриваются ковровые образы и сюжеты звериного стиля, являющийся одним из ключевых в культуре Средней Азии и Казахстана, дается семантический и художественный анализ. Раскрываются сакральные и символические смыслы отдельных животных и птиц, изображенные образов и сюжетов в композиции ковров, приводятся параллели в среднеазиатской мифологии. Для изучения данной проблемы использованы следующие методы исследования: проблемно-хронологический, историко-сравнительный, семантический и семиотический анализ, а также изобразительные материалы и коллекция ковров и ковровых изделий Центрального Государственного музея Республики Казахстан, собранная практически из всех регионов республики. На основании анализа автор делает вывод, что в композиции ковров Средней Азии и Казахстана характерны образы звериного стиля, которые являются основными маркерами бытовой и духовной жизни народов. Было выявлено сходство религиозно-философском мировосприятии, в названий и форме орнаментов, а также ковры служили знаком локальной и сословной принадлежности. Таким образом, автор полагает, что истоки множества художественных мотивов, использованных в среднеазиатских и казахских коврах, ведут свое начало от древнеиранских религиозных культов и верований. Исследователь объясняет это культурным взаимодействием, общими этническими корнями, а также эстетическими нормами и традициями, сформировавшимися на протяжении веков в этом регионе.
КАСЕНОВА К.Б.
PhD, старший преподаватель, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г. Актобе, Казахстан.
Е-mail: katua67@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7579-4456
РУДЕНКО К.А.
Доктор исторических наук, профессор, Казанский государственный институт культуры, г. Казань, Российская Федерация
Е-mail: murziha@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4067-9287
- Руденко С. И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая. М.: Искусство, 1968.136 с.
- Акишев К. А., Кушаев Г. А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата. «Академия наук Казахской ССР»,1963.320 с.
- Грязнов М. П. Булгаков А. Древнее искусство Алтая = L’art ancien de l’Altaï. Ленинград. Издательство Государственного Эрмитажа, 1958. 96 с.
- ПогосянА. О происхождении ковра «Пазырык». Ереван,2013.– С.1-21(арм.),Р.22-37 (англ.)
- Қазақстан тарихы көне заманнан бүгінге дейін: очерк / кұрас. А. К. Ақышев, М. Х. Асылбеков, К. М. Байпақов және т.б.Алматы: Дәуір, 1994.446 б.
- Артамонов М.И. Сокровища саков. Москва: Искусство,1973. 234 с.
- Ерофеева И. В. Символы казахской государственности (позднее средневековье и новое время). Алматы: ИД Аркаим, 2001. 152 с.
- Өсеров Н., Естаев Ж.Ислам және қазақтардың әдет-ғұрпы.Алматы: Қазақстан,1992.152 б.
- Полосьмак Н. В. Пазырыкская культура: автореф. …док. и. н. Новосибирск, 1997. 34 с.
- Дьяконов М. М. Образ Сиявуша в среднеазиатской мифологии. // КСИИМК, 1951. Вып. XL. С. 34 - 44.
- Потто В. Из путевых заметок по степи. // Военный сборник.1887. № 11. С. 152-153.
- Наурызбаева Р. Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства: моногр. Алматы: Білім, 2006. 118 с.
- Исабекова У. Концепт «qut» в казахской языковой картине мира. // Филология и культура. 2016. №2 (44). С.84.
- Смагулов Е. А. Палеосемантика центральной композиции казахского орнамента // Известия НАН РК. Серия общественных наук,1994. № 5.С. 82-91.
- Тохтабаева Ж. Ш.Серебрянный путь казахских мастеров. Алматы: Дайк-Пресс,2005.474 с.
- Мелларт Д. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока.М.: Наука,1982. С. 186-189.
- Кузьмина Е. Е. В стране Кавата и Афрасиаба. М.: Наука, 1977. 143 с.
- Хакимова Н. Семантика зооморфных орнаментов на тканях абра худжанда (ХIХ‒ХХ вв.) // Номаи донишгох. Душанбе, 2012. С. 172-182.