Дети с нарушением зрения сталкиваются с рядом трудностей в познании окружающего мира, что влияет на их когнитивное, эмоциональное и социальное развитие. Для таких детей, лишённых полноценного или частичного зрительного восприятия, важным инструментом в процессе компенсации зрительного дефицита является искусство в разных своих проявлениях, включая рисование и прикладные виды творчества. Эти занятия активизируют альтернативные сенсорные каналы, такие как осязание и слух, способствуют развитию моторики и пространственного восприятия и повышают уровень самооценки ребенка. Важной частью арт-терапии являются тактильные карты, рельефные модели и 3D-технологии, помогающие детям с нарушениями зрения взаимодействовать с окружающим миром через осязание. Творческая деятельность играет значительную роль в коррекционно-развивающей работе, ведь она помогает детям развивать уверенность в себе, снижать тревожность и улучшать навыки социализации. Это способствует их лучшей адаптации в обществе, а также укреплению психоэмоционального состояния. Инклюзивный подход и адаптация образовательных программ, с учётом потребностей детей с нарушением зрения, является важной частью образовательного процесса. Такие методы становятся основой для успешной социальной интеграции и разностороннего развития детей в обществе.
КЫДЫРОВА С.Р.
PhD, старший преподаватель, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова Актобе, Казахстан.
Е-mail: skydyrova@zhubanov.edu.kz, https://orcid.org/0000-0001-5896-7474
АЛИМАНОВА Г.Ж.
магистрант 1 курса, Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова Актобе, Казахстан.
Е-mail: aliman_gaukar@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-7928-3921
- V Kazahstane prozhivayut 90 tysyach chelovek s narusheniem zreniya // 24KZ. — 2024. — URL: https://24.kz/ru/news/social/item/680367-v-kazakhstane-prozhivayut-90-tysyach-chelovek-s-narusheniem-zreniya (data obrashcheniya: 08.12.2024).
- Ob utverzhdenii tipovyh uchebnyh programm po special'nym uchebnym predmetam dlya organizacij srednego obrazovaniya (nachal'nogo, osnovnogo srednego, obshchego srednego) dlya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami: prikaz Ministra obrazovaniya i nauki Respubliki Kazahstan ot 5 fevralya 2020 goda № 51 // Әdіlet. — 2020. — URL: : https://adilet.zan.kz/kaz/docs/V1900018265 (data obrashcheniya: 08.12.2024).
- Tipovaya uchebnaya programma po uchebnomu predmetu «Izobrazitel'noe iskusstvo» dlya obuchayushchihsya s legkoj umstvennoj otstalost'yu 0–4 klassov urovnya nachal'nogo obrazovaniya po obnovlennomu soderzhaniyu // Special'noe obrazovanie. — 2020. — URL: https://special-edu.kz/tipprog/up51/ru/2/2.4.pdf (data obrashcheniya: 08.12.2024).
- Plaksina L.I. Psihologo-pedagogicheskaya korrekciya detej s narusheniem zreniya. — M.: Prosveshchenie, 2016. — 320 s.
- Vovk S.M. Korrekcionno-razvivayushchee obuchenie detej s narusheniyami zreniya. — SPb.: Rech', 2018. — 256 s.
- Dobrovol'skaya T.A. Art-terapiya v special'nom obrazovanii. — Ekaterinburg: Ural'skij pedagogicheskij universitet, 2017. — 198 s.
- Deniskina V.Z. Osobennosti obucheniya slepyh i slabovidyashchih detej. — Kazan': Kazanskij universitet, 2015. — 274 s.