В данном исследовании рассматривается влияние организационной культуры университетов на психологическое благополучие студентов и сотрудников, что, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса. Исследование было проведено с использованием анкеты, включавшей вопросы о восприятии инклюзивности, прозрачности процессов в университете, поддержке со стороны администрации, а также о субъективных уровнях стресса и эмоционального выгорания респондентов. Результаты показывают, что большинство участников оценивают среду в университете как инклюзивную и дружелюбную, но при этом отмечают умеренные уровни стресса и частое эмоциональное выгорание, связанное с высокой академической или профессиональной нагрузкой. Важный вывод исследования — умеренная положительная корреляция между уровнем стресса и выгорания, что указывает на связь между этими факторами: повышенный стресс может усиливать выгорание, что снижает общую удовлетворенность. Также была выявлена слабая отрицательная корреляция между удовлетворенностью учебой/работой и выгоранием, что указывает на то, что удовлетворенность частично компенсирует негативные эффекты стресса. Сравнение с предыдущими исследованиями подтверждает, что поддерживающая организационная культура помогает снизить стресс и повысить удовлетворенность. На основе полученных данных сформулированы рекомендации для университетов: усилить прозрачность в принятии решений, расширить доступ к психологическим ресурсам и развивать инклюзивные инициативы. Эти шаги позволят университетам создать более здоровую культурную среду, способствующую психологическому благополучию, продуктивности и вовлеченности всех участников образовательного процесса.
КИНЕТОВА Н.К.
Магистрант, Astana IT University, Астана, Казахстан.
E-mail: nurajnini@gmail.com https://orcid.org/0009-0007-7417-4328
КОСПАКОВ А.М.
Кандидат социологических наук, профессор, Astana IT University, Астана, Казахстан.
E-mail: aituar.kospakov@astanait.edu.kz, https://orcid.org/0000-0002-2938-3792
- Brewster L., Jones E., Priestley M., Wilbraham S.J., Spanner L., Hughes G. Look after the staff and they would look after the students’ cultures of wellbeing and mental health in the university setting // Journal of Further and Higher Education. – 2021. – V.46 (4). – P.548–560. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2021.1986473
- Yiming L., Yan L., Jinsheng Z. Effects of organizational climate on employee job satisfaction and psychological well-being: the role of technological influence in Chinese higher education // BMC Psychology. – 2024. – V.12 (1). DOI: https://doi.org/10.1186/s40359-024-01992-3
- Lei H., Cui Y., Zhou W. Relationships between student engagement and academic achievement: A meta-analysis // Social Behavior and Personality an International Journal. – 2018. – V.46 (3) – P.517–528. DOI: https://doi.org/10.2224/sbp.7054
- Salimzadeh R., Saroyan A., Hall N.C. Examining the Factors Impacting Academics’ Psychological Well-Being: A Review of research // International Education Research. – 2017. – V.5 (1) – P.13–44. DOI: https://doi.org/10.12735/ier.v5n1p13
- Gulliver A., Farrer L., Bennett K., Ali K., Hellsing A., Katruss N., Griffiths K.M. University staff experiences of students with mental health problems and their perceptions of staff training needs // Journal of Mental Health. – 2018. – V.27 (3) – P.247–256. DOI: https://doi.org/10.1080/09638237.2018.1466042
- Bryson C. Engagement through partnership: students as partners in learning and teaching in higher education // The International Journal for Academic Development. – 2016. – V.21 (1) – P.84–86.
- Ahmed N., Malik B. Impact of psychological empowerment on job performance of teachers: Mediating role of psychological well-being // Review of Economics and Development Studies. – 2019. – V.5 (3). DOI: https://doi.org/10.26710/reads.v5i3.693
- Bryson C. Engagement through partnership: students as partners in learning and teaching in higher education // The International Journal for Academic Development. – 2016. – V.21 (1) – P.84–86. DOI: https://doi.org/10.1080/1360144X.2016.1124966
- Leathwick S., Hyde S. Book review of Co-producing mental health strategies with students: A guide for the higher education sector // International Journal for Students as Partners. – 2019 – V.3 (2) – P.163–165. DOI: https://doi.org/10.15173/ijsap.v3i2.4020
- De Velazco J.J.H.G., Ripoll R.R., Hernandez A.C.C. Relevance and social responsibility of sustainable university organizations: analysis from the perspective of endogenous capacities // Journal of Entrepreneurship and Sustainability Issues. – 2020. – V.7 (4) – P.2967–2977. DOI: https://doi.org/10.9770/jesi.2020.7.4(26)