Данное исследование всесторонне рассматривает психологическое влияние педагогических подходов, ориентированных на преподавателя и студента в казахстанских университетах, на удовлетворенность студентов. Поскольку сегодня системы образования стремительно развиваются и движутся к инновационным направлениям, важно понимать, как различные стили обучения психологически влияют на удовлетворенность студентов, мотивацию, самооценку и интерес к учебному процессу. В то время как традиционные подходы, ориентированные на преподавателя, направлены на структурированную и систематическую передачу знаний, методы, ориентированные на студента, способствуют повышению их активности, мотивации к самостоятельному обучению. В исследовании удовлетворенность студентов рассматривается как важный показатель качества высшего образования, и цель состоит в том, чтобы проанализировать, как различные педагогические подходы влияют на результаты обучения студентов. Педагогика является важным образованием не только для будущих учителей, но и для профессионалов, работающих в различных областях, таких как управление, право и психология, поскольку навыки эффективного общения, сочувствия и мотивации ценятся в любой профессиональной среде. Данное исследование, направленное на развитие системы образования в казахстанских вузах, дает рекомендации, направленные на совершенствование методов обучения, отвечающих потребностям студентов, повышение их благосостояния и академической успешности.
ӨМІРХАН A.M.
Магистрант, Astana IT University, г. Астана, Казахстан.
E-mail: 242860@astanait.edu.kz, https://orcid.org/0009-0000-9343-0752
КОСПАКОВ A.M.
Кандидат социологических наук, профессор, Astana IT University, г. Астана, Казахстан.
E-mail: aituar.kospakov@astanait.edu.kz, https://orcid.org/0000-0002-2938-3792
- Bovill, C. Co-creating Learning and Teaching: Towards relational pedagogy in higher education / Bovill, C., Jarvis, J., & Smith, K. // Open Library - 2020.
- Persaud, C. / 9 Pedagogical Approaches for Higher ed explained [Plus: 40+ free strategies to implement in your classroom] / Persaud, C // Top Hat – 2024.
- Md. A. Alam / From teacher-centered to student-centered learning: the role of constructivism and connectivism in pedagogical transformation / Md. A. Alam // CONFLUX Journal of Education – 2023 – 11(2) – 154-167.
- Santos, J. / Innovative pedagogical practices in higher education: An integrative literature review / Santos, J., Figueiredo, A. S., & Vieira, M. // Nurse Education Today - 2024 – 72 – p.12-17. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2018.10.003
- Deci, E. L. / Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behavior / Deci, E. L., Ryan, R. M. - 1985. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4899-2271-7
- Suresh P. / An analysis of psychological aspects in student-centered learning activities and different methods / Suresh P. and Suman P. R. // Journal of International Pharmaceutical Research – 2019 – 46(1) – p. 165 - 178.
- Bano, S. / Effectiveness of teacher’s centered approach on student’s learning at university level / Bano, S., Ahmed S. F., Sultan S., Kousar M., Basit H. A., Zaid R. // Journal of Positive School Psychology – 2022 – 6(10).
- Nurbayeva, K. B. / The role of psychology in the development of pedagogical skills / Nurbayeva , K. B., Khomidov , M. N. // Scholar – 2023 – 1(32) – p. 43-47.
- Ghaleb, B. D. S. / Effect of Exam-Focused and Teacher-Centered education systems on students’ cognitive and psychological competencies / Ghaleb, B. D. S. // International Journal of Multidisciplinary Approach Research and Science – 2024 - 2(02) - p. 611–631. DOI: https://doi.org/10.59653/ijmars.v2i02.648
- Woods, P. J. / Examining the role of student-centered versus teacher-centered pedagogical approaches to self-directed learning through teaching / Woods, P. J., & Copur-Gencturk, Y. // Teaching and Teacher Education – 2023 – 138(104415) – 1-16. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2023.104415