Данная статья посвящена вопросу перехода казахского алфавита с кириллицы на латинскую графику. В статье приводится обзор литературы о влиянии советской идеологии на образование в целом, и, конкретно, о политическом влиянии на принудительное двукратное изменение казахского алфавита в первой половине ХХ века. Современный подход, с нашей точки зрения, является более гибким, научным, согласован с процессом латинизации в соседних тюркоязычных странах. Нами учитывалась также позиция российских исследователей, интересующихся проблемами обрвазовательной политики в данной области. Нам важно было проанализировать возможные дидактические и методические проблемы, связанные с введение латинской графики в образовательную сферу, так как образование и развитие детей является приоритетной задачей нашего общества. Исторические данные сопоставляются с современной политикой перевода казахского алфавита на латинскую графику, а также с такими программами как «Духовное возрождение» и «100 новых книг». В качестве методов исследования были выбраны методы обзора исторического процесса и контент-анализ. Изучение данных проводилось на основе краткосрочного обзора. Результаты исследования показывают, что изменение алфавита дважды за одиннадцать лет в советский период было менее эффективно и имело слабую научную основу в сравнении с нынешней политикой перевода казахского алфавита на латинскую графику.
КАРИНОВ А.К.
магистр образования, декан факультета Педагогики и менеджмента в образовании, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г. Актобе, Казахстан.
Е-mail: abylayqarin@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8032-7342
УТЕПОВ М.Б.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры Общей педагогики и менеджмента образования, Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, г. Актобе, Казахстан.
Е-mail: m.b.utepov@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-2327-7792
АЛЛАГУЛОВ А.М.
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и менеджмента, ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, Российская Федерация
Е-mail: art_hist@bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-5490-6818
- Қазақстан Республикасы Статистика агенттігі [Электрондық ресурс]. – Режим доступа: https://www.stat.gov.kz/official/industry/61/statistic/6.
- Жұбатқанова, К. КСРО-ның негізгі мифтерінің бірі [Электрондық ресурс]. – Режим доступа: https://bilimsite.kz/zhanalik/13287-ksro-nyn-negizgi-mifterinin-biri.html.
- Constitution of the Union of Soviet Socialist Republics. Retrieved from. – Режим доступа: http://www.departments.bucknell.edu/russian/const/1977toc.html.
- Omirgazy, D. Kazakh alphabet: past, present and future. – 2019. – Режим доступа: https://www.edgekz.com/kazakh-alphabet-past-present-and-future/.
- Фазылжан, А. Жаңа әліпби заман талабына толығымен жауап береді. – 2021. [Электрондық ресурс]. – Режим доступа: https://www.minber.kz/2021/02/anar-fazylzhan-zhanga-alipbi-zaman-talabyna-tolygymen-zhauap-beredi/.
- Cohen, L., Manion, L. and Morrison, K. Research Methods in Education. 8th ed. New York: Routledge. – 2018. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315456539
- Krippendorff, K. Content Analysis. An Introduction to Its Methodology (2nd ed.) Thousand Oaks, CA Sage Publications. – 2004.
- Bellino, M., Paulson, J., Anderson, E. Working through difficult pasts: toward thick democracy and transitional justice in education. / Comparative Education. – 2017. – № 53(3). – P. 313-332. DOI: 10.1080/03050068.2017.1337956. DOI: https://doi.org/10.1080/03050068.2017.1337956
- Ramírez-Barat, C., Duthie, R., Introduction in Transitional Justice and Education. Learning Peace. (Social Science Research Council, New York). – 2017.
- Bevernage, B. Transitional Justice and Historiography: Challenges, Dilemmas and Possibilities. Macquarie Law Journal. – 2014. – № 13(16).
- Smith, A. Children, Education and Reconciliation. / Innocenti Working Paper, UNICEF Innocenti Research Centre. – 2010. – № 13(6).
- Novelli, M., Lopes Cardozo, M., Smith, A. A Theoretical Framework for Analysing the Contribution of Education to Sustainable Peacebuilding: 4Rs in Conflict-Affected Contexts. – 2015. – P. 128-135.
- Methodical manual on information and explanatory work of the program article. Future Orientation: Spiritual Renewal. – 2017.
- Sriprakash, A., Nally, D., Myers, K., and Ramos-Pinto, P. Learning with the Past: Racism, Education and Reparative Futures. Paper commissioned for the UNESCO Futures of Education report. – 2020. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374045.
- Указ Президента Республики Казахстан от 26 октября 2017 года № 569. О переводе алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику. – 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1700000569.
- Как переход на латиницу повлияет на грамотность казахстанцев? Мнение экспертов. 20 февраля 2018. – Режим доступа: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/perehod-latinitsu-povliyaet-gramotnost-kazahstantsev-mneniya-338106/
- Латинский алфавит. Проблемы перехода и перспективы. К.Байниева, А.Умурзакова, Атырауский государственный университет имени Х.Досмухамедова, К.Нсанбаева, Национальная гимназия №13 г. Атырау. Акмолинская правда 26.10.2018 – Режим доступа: https://apgazeta.kz/2018/10/26/latinskij-alfavit-problemy-perexoda-i-perspektivy/
- Базарбаева Б. Рухани жаңғыру: Қазақ тілінің латын әліпбиіне көшуі. – 2017. [Электрондық ресурс]. – Режим доступа: https://tilalemi.kz/article/632.
- Эксперты: «Переход на латиницу повлечет лишь ряд проблем и потребует больших затрат» Опубликовано: 02.11.2017, «Kursiv.kz». Режим доступа: https://wfin.kz/publikatsii/stati/14720-eksperty-perekhod-na-latinitsu-povlechet-lish-ryad-problem-i-potrebuet-bolshikh-zatrat.html